Рада изменила статус НАБУ, и Президент теперь не может увольнять главу Бюро. Впрочем, полномочия директора НАБУ Артема Сытника заканчиваются 16 апреля 2022, а эксперты уже называют преемника и отмечают, что антикоррупционная система не слишком-то эффективна.
«Мина замедленного действия»
Верховная Рада приняла закон о приведении статуса Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) в соответствие с требованиями Конституции. Ранее глава НАБУ назначаля на должность и освобождается от должности Президентом, а теперь это будет делать Кабинет Министров.
Хотя фактически возможности Президента сужаются, Владимир Зеленский приветствовал принятие парламентом закона о Национальном антикоррупционном бюро. «Наконец статус НАБУ нормирован в соответствии с Конституцией Украины. Это важный шаг для стабильной работы антикоррупционной инфраструктуры страны», – подчеркнул Владимир Зеленский.
Стоит напомнить, что еще 28 августа 2020 года Конституционный суд (КСУ) признал неконституционным указ президента Порошенко о назначении в 2015 году директором Национального антикоррупционного бюро Украины Артема Сытника. Ведь среди полномочий Президента в Конституции НАБУ не упоминается, а само Бюро относится к органам исполнительной власти.
Указ 2015 года должен был потерять свою силу со дня принятия решения КСУ. После этого Окружной административный суд Киева обязал Минюст вычеркнуть имя Сытника из государственного реестра как руководителя НАБУ, а Государственное бюро расследований (ГБР) суд обязал открыть уголовное дело о попытке захвата власти.
Сегодня политолог Владимир Фесенко указывает на то, что «мина» была заложена во времена Порошенко. «Парламентские и непарламентские источники, информированные о том, как в свое время принимался закон о НАБУ, говорят, что об этой проблеме предупреждали еще тогда, но Президент Порошенко настоял на том, что главу НАБУ должен утверждать своим указом именно глава государства. В итоге эта норма стала миной замедленного действия», — пишет он в соцсети.
Однако, осенью прошлого года в Офисе Президента называли Сытника «исполняющим обязанности» директора НАБУ. Представитель Президента в Конституционном суде Федор Вениславский заявлял, что после решения КС полномочия Сытника прекращены и их может исполнять первый заместитель. А Президент, дескать, должен издать указ об увольнении Сытника.
Но когда в прошлом году за Сытника вступились западные партнеры, Зеленский заверил послов «Большой семерки», что сохранит на должности директора НАБУ, несмотря на решение Конституционного суда.
Тогда отмечали, что среди конституционных полномочий Президента нет полномочия издать указ об увольнении главы НАБУ. «Этот указ тоже неконституционный, поскольку права увольнять директора, по логике КСУ, Президент тоже, согласно Конституции, не имеет», — рассуждал глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. Он напоминал, что перечень оснований для увольнения директора НАБУ перечислен в профильном законе.
А согласно части 4 статьи 6 закона о НАБУ, основанием для отставки директора может стать возраст, состояние здоровья, увольнение по собственному желанию, назначение на другую должность, прекращение гражданства, неуплата алиментов, несвоевременное представление декларации, вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Основанием может стать и заключение комиссии по проведению независимой оценки (аудита) деятельности НАБУ, о неэффективности работы бюро и ненадлежащем исполнение обязанностей его директором.
Полномочия Сытника заканчиваются 16 апреля
Аудит НАБУ должен проводиться международными экспертами, которые сами определяют методику и критерии для такой оценки. А Верховная Рада только при наличии оснований и по предложению не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины может принять решение об увольнении директора НАБУ. В законе особо отмечалось, что Указ президента о назначении директора НАБУ не может быть отменен без перечисленных в законе оснований.
После нынешних изменений действующий директор НАБУ Сытник продолжит выполнять полномочия до назначения своего преемника, отбор которого должен начаться после вступления в силу закона, но не более срока на который был назначен. А полномочия директора НАБУ Сытника заканчиваются 16 апреля 2022.
По данным СМИ, в правящей партии «Слуга народа» преемником Сытника видят нового главу правоохранительного комитета Сергея Ионушаса. Дескать, того специально назначили 23 сентября главой Комитета по вопросам правоохранительной деятельности, где Ионушас заменил Дениса Монастырского, ушедшего на министерский пост в МВД.
Как бы то ни было, Верховная Рада еще не приняла изменения в законодательство, позволяющие запустить конкурсный отбор нового директора. «Для проведения конкурса, если он проходит вовремя и конструктивно, 3-4 месяца вполне достаточно», — говорит СМИ замглавы парламентского комитета по вопросам антикоррупционной политики Галина Янченко («Слуга народа»). Она отмечает, что надо уже начинать подготовку к конкурсу. «Но если конкурс начнется не позднее января следующего года, то это будет нормально. Тогда удастся уложиться в очерченные сроки», — рассудила Янченко.
Отметим, что действующий глава НАБУ заявляет: «За 7 лет работы НАБУ мы привлекли к уголовной ответственности около тысячи человек: 6 министров и их заместителей, 11 руководителей центральных органов исполнительной власти, 20 нардепов, 67 судей, 78 руководителей ГП».
По его словам, НАБУ разоблачило деятельность ряда преступных организаций и чиновников, действия которых причинили государству особо тяжкие убытки. А когда в 2019 году заработал Высший антикоррупционный суд (ВАКС), то 26 чиновников получили показания в виде лишения свободы. «Это указывает на реальность обеспечения справедливого судопроизводства в Украине», — указал Сытник.
«Кто-то помнит наказанного депутата или министра?»
В созданную по требованию Запада вертикаль антикоррупционных органов входят Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), Высший антикоррупционный суд (ВАКС). По задумке, НАПК должно проверять чиновника или политика на предмет коррупции, НАБУ – расследовать коррупционные деяния, САП – выдвигать обвинение в суде. ВАКС должен судить, и выносить приговор.
Блогер Вячеслав Чечило иронизирует: «Кто-то помнит хоть одного реально наказанного депутата или министра?». Политолог Владимир Фесенко писал в Facebook, что в начале громких антикоррупционных расследований по различным чиновникам ставка явно делается на их эффектность (на медийный резонанс), а вот когда соответствующее уголовное дело оказывается в суде, то оно или рассыпается, или существенно тормозится в процессе рассмотрения.
Ранее аудитор ЕС Юхан Партс во время отчета Европейской счетной палаты заявил, что «большая коррупция» в Украине угрожает откатом реформ, а поддержка Евросоюза и все принятые меры не дали желаемого результата.