Стихийные свалки: доходное место для «карманных» фирм и головная боль у чиновников

В 2016 году на территории Украины зафиксировано, как минимум, 60 тысяч несанкционированных стихийных свалок. Эту статистику привели в Национальном экологическом центре Украины. Специалисты, которые изучают ситуацию с несанкционированными свалками, приветствуют инициативы Минэкологии по борьбе с этими объектами, но утверждают, что для их ликвидации одних усилий министерства недостаточно. Корреспондент ГолосUA выяснял, кто должен нести ответственность за возникновение таких свалок и как можно снизить их количество?

Загородный пейзаж в обрамлении мусора

В Киевской области стихийные свалки появляются часто и помногу, рассказали ГолосUA местные жители.

Иван, проживающий в с. Ходосовка, что в двадцати километрах от Киева, сообщил: он своими глазами видел, как ехавший в иномарке-джипе мужчина выбросил в сторону остановки общественного транспорта пару мешков с мусором – и поехал дальше.

«Понимаете, возле остановки стоит «мусорка» из бетона. Обычно сюда те, кто проживают в селе постоянно, мусор не бросают. Они ведь понимают, что из этой урны на отшибе села хлам вывозят, в лучшем случае, раз в месяц. Кто это делает, что за фирма – мы не знаем. В сельсовете, наверное, знают, но мы не интересовались. Поэтому стараемся мусор сюда не бросать. Бумажка от конфетки, салфетка – это можно выбросить и дома или в Киеве, куда едут мои односельчане с этой остановки», — описал ситуацию сельчанин.

Он добавил, что в село весной и летом на отдых приезжает много молодежных компаний и молодых семей. Есть среди них те, кто без машины, поэтому они едут на маршрутке и, выезжая из села, оставляют возле «мусорки» на остановке мешки с отходами.

«Эта одна категория граждан, которые не сильно заморачиваются вопросом «что делать с мусором». Просто кинули тут – и все. Приедут сюда они через месяц, их не волнует, что будет с этим мешком. Есть другие – владельцы джипов. Едет мимо остановки и прямо из окна швыряет мешок с мусором. Мешок летит не в урну… урна-то маленькая, не больше метра в высоту… мешок падает возле остановки, рвется, хлам выпадает, ветер разносит его и получается, что остановка уже просто утопает в мусоре», — добавил Иван.

Ирина, проживающая в частном доме в Ходосовке, рассказала ГолосUA, что настоящий бич этих мест – заробитчане, которые строят коттеджи.

«У них есть старший в группе, который руководит процессом. Вот он и мусорит… Дома тут строят быстро: месяца 2-4 – и дом готов. А современный дом – это не только кирпич, окна, двери, это еще материалы для утепления,  отделки. Даже если дом одноэтажный, все равно во время строительства набирается куча мусора – обрезки материалов, упаковочный материал, куски дерева, фанеры, пенопласта, минваты. Этот хлам потом сбрасывают в ближайшей посадке или просто в поле. Идешь за селом, прогуливаешься, смотришь на эти кучи – и, уж извините меня, становится противно!», — сказала она.

По словам женщины, этот мусор надо вывозить – нанимать грузовик и тащить на мусорный полигон в Подгорцах. Сжигать его опасно – из-за легкого ветра куски хлама разнесет по лесу и начнется пожар.

Ирина добавила, что из села бытовой мусор вывозят раз в два дня. Это платная услуга, какие-то люди от частной фирмы бросают платежки в почтовые ящики перед домом или оставляют в щелях ворот.

«Я не знаю, сколько пролежит у ворот мой мешок с мусором, прежде чем его увезут. А тут бродят бездомные собаки, они могут порвать пакет, тогда хлам вывалится на дорогу. Я этой фирме не плачу и делаю по-другому: пищевые отходы бросаю в яму для компоста, весной буду удобрять свои грядки, а пластик, бумагу – в специальный бак. Потом это — в пакет и вывожу на мусорник в Подгорцах. Кстати, стеклянные бутылки и банки я не выбрасываю – они идут для закаток летом», — сказала она.

Обострение проблемы

Но что такое строительный мусор по сравнению с тем, что в некоторых местах стихийных свалок просто так валяются ртутные лампы, которые могут отравить почву и воздух!

Например, в Жмеринском районе Винницкой области еще в апреле 2016 года местные жители обнаружили на стихийной свалке ртутные лампы. К октябрю никто из активистов и властей эти лампы не вывез на утилизацию местное издание «33 канал».

«В апреле 2016 года на обочине мы нашли свалку люминесцентных ламп. Разбитые ртутные лампы находятся на расстоянии 300 метров. Фактически полвесны и все лето эти лампы лежат там, и никто не собирается их убирать. Между тем, ртуть испаряется и отравляет всех вокруг», — рассказал местный житель Леонид Климбовский.

Он добавил, что писал официальные жалобы властям, те обещали разобраться, но пока ртутные лампы остаются на прежнем месте.

«Люминесцентные лампы — отходы 1-го уровня опасности. Они действительно находятся там с мая. Якобы грузовик подъехал и высыпал это «добро» из кузова», — сообщила журналистам землеустроитель сельсовета Майя Журавель.

Она добавила: чтобы вывезти эти отходы в места утилизации, нужны средства, а в сельсовете нет денег.

При этом инициативная группа из местных жителей также слышала от председателя Жмеринской райгосадминистрации о том, что он якобы обращался в полицию именно по теме появления стихийной свалки с ртутными лампами. Правоохранители, как утверждает председатель, «обещали разобраться», но, видимо, так и  не «разобрались».

В сентябре за решение проблемы стихийных свалок взялось Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Глава ведомства Остап Семерак презентовал электронный сервис онлайн-карты стихийных мусорников. «Во исполнение поручения премьер-министра наше министерство начало инвентаризацию свалок в Украине. Мы собираем реальную информацию со всей страны, и впервые эта информация будет иметь геолокационную привязку», — сказал министр. По его информации, в стране – не менее 30 тысяч несанкционированных свалок, а Минэкологии располагает сведениями только о 2,6 тысяч таких объектов.

О. Семерак, по его словам, возлагает на электронную эко-карту большие надежды. Он полагает, что граждане будут сообщать чиновникам о месторасположении стихийных свалок, которые встретятся на их пути.

А, по мнению эколога, заместителя руководителя Национального экологического центра Украины Алексея Василюка, местные органы власти давно знают о таких стихийных свалках и просто смотрят на это «сквозь пальцы». Поскольку для этого есть объективные причины.

«В Украине около 60 тысяч населенных пунктов, возле каждого есть несанкционированная стихийная свалка. И всегда была. И возле сел также. Но если раньше в украинских селах в  основном использовали продукты собственного производства, тогда не было такого количества упаковки из искусственных материалов – полиэтилена, пластика, то теперь эти свалки завалены отходами искусственного происхождения», — сказал эколог ГолосUA.

Он добавил, что местные власти могли бы решить вопрос, но, как уже было не раз сказано чиновниками, на эти цели не выделены средства.

«В бюджете нет денег, чтобы что-то с ними сделать. Это бюджет каждого населенного пункта. И даже если будет проведена децентрализация,  у отдельных населенных пунктов не будет шансов найти средства  на ликвидацию несанкционированных мусорных свалок. Но можно посмотреть на проблему с другого ракурса. Допустим, есть классный сельский голова, на территории его населенного пункта проживает пара состоятельных граждан, которые могут в добровольном порядке выделить средства на ликвидацию этих мусорных свалок. Иначе – куда им деваться? И тогда каждый захочет подальше вывезти в другое место. И это «другое место» — десятки километров стихийных свалок по всей Украине», — сказал эколог.

Он уточнил, что если уж очень внимательно посмотреть на проблему, то для некоторых это и не проблема вовсе, а источник дохода. На уровне администрации населенных пунктов действует такая схема взаимодействия властей и частных фирм, которые хотят зарабатывать на вывозе мусора. Они берут деньги за вывоз, действительно грузят отходы на машины и вывозят. Но не на полигоны, а в безлюдные места. Там и образуются стихийные свалки, отравляющие почву и воздух.

«Есть мелкие, «карманные» фирмы, они вывозят мусор машинами, но выбрасывают их не на официальном полигоне, а на любом месте подальше от глаз чиновников и населения. Где-нибудь на Лысой горе или на Сырце в Киеве высыпают, если речь идет о столице», — рассказал эксперт.

Где виновных искать будем

Директор департамента экологии и природных ресурсов Днепропетровской облгосадминистрации Руслан Стрелец считает, что есть два варианта решения проблемы стихийных свалок: либо сортировать и сдавать мусор на переработку, в пункты приема вторсырья, либо за собственные деньги сортировать и оплачивать вывоз этого мусора. Но, уверен он, современное население Украины не рассматривает вариант сдачи бутылок, макулатуры, пластика в пункты вторсырья, потому что это неприбыльно (за килограммы заплатят копейки) и потому еще, что мало кто знает, где эти пункты находятся.

При этом он заявил, что ответственность за обращение с твердыми бытовыми отходами законодательство полностью возлагает на органы местного самоуправления. И для запуска процесса ликвидации стихийных свалок нужно, чтобы чиновники приняли схему санитарной очистки. Но, по данным Р. Стрельца, например, не во всех городах и селах Днепропетровщины эти схемы саночистки приняты.

«В каждом населенном пункте определяется место, где должны размещаться отходы – по схеме санитарной очистки. Это важный документ, о котором сегодня все забыли. Из 312 схем саночистки, которые должны быть в каждом населенном пункте Днепропетровской области, мы имеем на сегодня 88. Если мы проанализируем, из этих 88 всего 5 были приняты в лучшем случае в 2014 году. Парочка – в 2015», — сказал он журналистам.

В то же время, эколог Алексей Василюк видит решение проблемы иначе.

«Контролировать появление стихийных свалок должна полиция, а написать такую законодательную норму может министерство экологии. Полиция может задержать нарушителей, которые эту свалку создают. У каждой свалки есть «несколько «авторов», которые ее порождают. Эти люди, нарушители, и должны нести ответственность перед законом за то, что они делают. Кстати, этих нарушителей не так уж и много, как может показаться. Это фирмы, которые якобы вывозят мусор, но просто перемещают его в том же населенном пункте на другое место, формируя стихийные свалки», — сказал он ГолосUA.

Но начинаться борьба за чистоту территории от несанкционированных свалок должна с ответственности органов местного самоуправления, считает А. Василюк.

«За эту проблему должны отвечать органы местного самоуправления. Но они не поднимают ее и не говорят: у нас есть несанкционированные свалки  и давайте их куда-нибудь денем. Они делают вид, что так и надо», — подытожил эксперт.

Так что «виноватых» в возникновении несанкционированных свалок можно искать как среди населения, которое позволяет себе мусорить, где ни попадя, так и в рядах чиновников с полицейскими. Впрочем, как показывает практика, чиновники с полицейскими начинают более тщательно выполнять свои служебные обязанности, если неравнодушное к проблеме население им об этом напоминает. И, заметив очередную кучу мусора в месте, где еще вчера было чисто, стоит найти ближайший патруль полиции и потребовать от них составления протокола. Потом с копией документа можно написать коллективное письмо в местную администрацию и потребовать эту свалку устранить, говорят юристы.

Ну и, конечно, надо сообщить в Минэкологии, что обнаружен новый «свинюшник». Пусть внесут его в эко-карту. Возможно, тревожные сигналы от населения породят в министрах желание съездить в регионы и своими глазами посмотреть на ленивых местных чиновников, которые игнорируют мусорную проблему.

Читайте также по теме