Андрей Кислов
06:00 19/06/2020

Сто дней Малюськи в кабмине Шмыгаля: «Начало большой тюремной реформы»

Глава Минюста отчитался за сто дней работы, хотя пребывает на посту уже десятый месяц. Министр сообщил, что начинает тюремную реформу. На деле – это платные камеры, частные СИЗО и распродажа имущества пенитенциарной системы.

«Мы запустили платные камеры в следственных изоляторах»

Министр Юстиции Денис Малюська сначала подвел итоги первых ста дней работы своего ведомства, хотя он работал министром и до переформатирования правительства. Затем заявил, что не знает, почему остается на должности.

«Такой вопрос стоит задавать господину Шмыгалю и господину Зеленскому. Мои догадки? Первая задача, которая передо мной стояла, – преодолеть рейдерство», – сказал министр в интервью Deutsche Welle, опубликованном 16 июня.

Он также предположил, что на должности его оставили после того, как в его министерстве снизили коррупционные риски.  «Третье, возможно, – начало большой тюремной реформы», – отметил Малюська.

Этих вопросов Денис Малюська коснулся, когда подвел итоги работы возглавляемого им министерства за сто дней. Соответствующий пост в Facebook он опубликовал 13 июня «В нашей стране сформировалась хорошая традиция — анализировать то, что сделано правительством за первые 100 дней работы», — пояснил он.

При этом стоит отметить, что Министром юстиции Дениса Малюську назначили еще 29 августа 2019 года. 4 марта 2020 года на внеочередном заседании Верховная Рада, по предложению нового премьер-министра Дениса Шмыгаля, утвердила новый персональный состав Кабинета Министров. В нем Денис Малюська остался главой Минюста.

Теперь министр назвал проекты, которые министерство реализовало в течение 100 дней. Среди них — запуск платных камер в следственных изоляторах (СИЗО). Как известно, в СИЗО появились платные камеры с телевизором, душем, микроволновкой. При желании туда можно заказать доставку готовой еды. Проект стартовал 8 мая на базе Киевского СИЗО. Стоимость в Киеве зависит от срока, за который осуществляется оплата: 2 тыс. грн в сутки, 8 тыс. грн за неделю и 12 тыс. грн в месяц.

«Это лишь маленький кирпичик в огромной тюремной реформе, о которой я много рассказывал. Но и она дает свои результаты. В качестве платы мы уже получили 115 500 грн дополнительных средств, за счет которых начинаем ремонт бесплатных камер», — сообщает  министр.

Следует отметить, что министр действительно много рассказывал о тюремной реформе. В частности, резонанс вызвали его инициативы амнистировать заключенных во время эпидемии коронавируса, и выпускать на свободу осужденных на пожизненное заключение.  Министр высказал готовность принимать на работу тех, кого освободят из пожизненного заключения.

«Я довольно часто с ними общался. Это самая интеллигентная, самая интересная категория осужденных, с которыми я разговаривал по тюрьмам. Они самые адекватные», — пояснил министр.

Адвокат Сергей Бурлаков тогда отмечал, что когда министр дает оценку, пообщавшись с одним или с несколькими заключенными в целой этой категории заключенных, это недопустимо, потому что формирует в обществе абсолютно неверную оценку тяжести совершенных ими деяний.

«Что такое пожизненное наказание? Это особо тяжкие преступления. Это люди, осужденные за особо тяжкие преступления. Это серийные убийцы, убийства целых семей, убийства, совершенные с особой жестокостью, несовершеннолетних, малолетних и так далее», —  подчеркнул адвокат.

«Приближаемся к большой распродаже тюрем»

В официальной биографии главы Минюста указано, что до прихода в министерство Денис Малюська работал консультантом и специалистом по развитию частного сектора группы Всемирного банка по оказанию технической поддержки правительствам Украины, Беларуси и стран Центральной Азии.

А на посту главы Министерства юстиции он уделяет особое внимание тюремной реформе (тюрьмы подчинили минюсту в 2016 году).

Он, в частности заявляет, что тюрем не хватает, хотя тюремная система рассчитана на 250 тыс. человек. По данным 2012 года в пенитенциарных учреждениях Украины находилось 153,6 тыс. человек (с учетом Крыма и Донбасса, где находилось 19 тыс. заключенных). А сегодня заключенных в Украине — 52 тысячи. Из них около 32 тысяч осужденных и до 20 тысяч – в СИЗО.

По словам министра, в Украине много «замороженных тюрем», потому что их помещение строили не под следственные изоляторы. «Тюрьмы у нас незаполненные, и есть куча замороженных тюрем, потому что они построены по другому принципу», — пояснил министр в телеэфире 15 июня.

Дескать, СИЗО строится по камерному принципу. Там живут несколько человек, соответственно, разбивка здания на камеры. А тюрьмы — это помещения барачного типа, и они под СИЗО использованы быть не могут.

«До этого у нас появилась как бы либерализация уголовных наказаний. Поэтому тюрьмы разгрузились, полно помещений барачного типа, они нам не нужны», — уточнил он. При этом министр утверждает: «У нас дефицит помещений камерного типа».

Неясно, почему камер не хватает, ведь после введения нового Уголовно-процессуального кодекса (вступил в силу 20 ноября 2012 года) были изменены меры пресечения. Тех, кто совершил ненасильственные преступления, стали отпускать под залог. Тем не менее в планах министерства — строительство новых помещений. А для этого там задумали распродать тюрьмы.

Так, 4  июня Министерство юстиции вместе с нардепами зарегистрировало проект закона (№ 3591), который позволит продавать «замороженные тюрьмы» и использовать деньги от продажи на новое строительство.

«Мы постоянно приближаемся к большой распродаже тюрем. Сегодня коллеги из парламента зарегистрировали законопроект (№ 3591), который позволит не только продавать замороженные тюрьмы, но и использовать 70% поступлений от продажи на новое строительство и реконструкцию старой тюремной инфраструктуры», — сообщил министр.

Денис Малюська указал, что в госбюджете средств на тюремную реформу нет. «Поэтому источники финансирования мы находим самостоятельно, откуда и все последние инициативы: платные камеры, частные СИЗО и распродажи тюрем», — пояснил он.

Напомним, что подобные инициативы периодически озвучиваются с 2016 года. Тогда хотели провести инвентаризацию и отобрать те учреждения, которые можно быстро отремонтировать, чтобы в них переселить заключенных. Остальные учреждения – продать. При этом производственные мощности тюрем включали: 128 промышленных и 11 сельскохозяйственных предприятий.  По официальным данным, пенитенциарная система распоряжалась 40 тысячами га земли.

Читайте также по теме