Никита Бегаль
10:08 28/03/2015

Столичная парковка: выход из тени не предвещается

Недавно стали известны первые в этом году финансовые результаты монополиста на рынке столичной парковки  КП «Киевтранспарксервис». По информации пресс-службы Киевской городской государственной администрации,  за январь-февраль 2015 года предприятие перечислило в городской бюджет 3,9 млн гривен парковочного сбора.

«По сравнению с прошлым годом, объемы уплаты парковочного сбора выросли. Также погашена задолженность перед городским бюджетом в сумме 1 млн гривен. На мой взгляд, это удалось достичь благодаря систематической работе по выявлению и привлечению к ответственности парковщиков, которые занимаются злоупотреблениями, а также благодаря тому, что часть водителей сознательно требует чеки и талоны, являющиеся  гарантией уплаты средств», — приводит пресс-служба слова директора «Киевтранспарксервиса» Владимира Першина.

В свою очередь в экспертной среде отмечают: предприятие, как и прежде, демонстрирует примеры теневых схем, а доходы оператора, учитывая потенциал сферы, являются предельно малыми.  

«Суммарно, конечно, это мало (объем парковочного сбора за январь – февраль – прим. ред.), но надо учитывать и то, что из-за повышения цен на бензин люди стали реже использовать автотранспорт», — комментирует бывший столичный градоначальник Василий Салий.

Как подсчитали специалисты общественной организации «Публичный аудит», «Киевтранспарксервис» может ежедневно приносить в столичную казну около 1 млн гривен, однако этому препятствует сосуществование двух решений Киевского городского совета —  № 573/5385 от 30 декабря 2010 года и №242/5629 от 23 июня 2011 года. Первое говорит о том, что за предприятием закрепляется 90 тыс  паркомест, второе – 17 тыс и именно они на сегодняшний день отображены в финансово-налоговой документации предприятия. В то же время оставшиеся 73 тыс  машиномест контролируются частными предприятиями, не всегда легальными.

«Вот поэтому ежедневная потеря предприятия исчисляется приблизительно в 770 тыс гривен (в день оператор может зарабатывать до 150 тыс гривен – прим. ред).  Это около 281 млн гривен в год, что почти в 10 раз превышает его задекларированные доходы за 2013 год. Устранить данное противоречие не представляется проблемой, однако руководство «Киевтранспарксервиса» так и не смогло этого сделать еще с 2011 года», — говорят в организации. 

Сокращает доходы предприятия и действующее постановление Кабинета Министров № 583 от 14 августа 2013 года, которое запрещает предприятию передавать в управление  площадки на проезжей части и тротуарах субъектам хозяйствования (т.е. ресторанам, магазинам, отелям). Таким образом, увеличивается операционная нагрузка на предприятие, которое имеет штат менее 500 человек, и лишает его фиксированных поступлений от предпринимателей.

Кроме того, на сегодняшний день, по информации оператора, 160 столичных автостоянок (это около 11 тыс паркомест) работают нелегально, отчего ежегодно  Киев теряет по официальной оценке 25 млн гривен, при этом эксперты оценивают потери в 60 млн. 

Отметим, по итогам первого полугодия 2014 года, предприятие заработало 24,4 млн гривен (при убытке в 1,5 млн гривен), а в 2013 году его доходы составили 65,5 млн гривен (при прибыли в 0,9 млн гривен).

Не секрет, что неутешительная финансовая статистка предприятия вызвана также укоренившейся в нем коррупционной составляющей.  С момента создания структуры любое руководящее звено оператора было так или иначе втянуто в теневые схемы.

Например, предыдущее начальство предприятия, возглавляемое Мурадом Магомедовым, было уличено в закупке в 2014 году парковочных талонов по завешенным ценам на сумму 863 тыс гривен. Кроме того, были зафиксированы махинации с зарплатным фондом.

Внутренней регламент работы «Киевтранспарксервиса»  –  загадка за семью печатями. О его неуставных порядках ходят упорные и нелицеприятные слухи. К примеру, говорят, что  каждый парковщик должен отдавать начальству половину от своей дневной теневой выручки, которая может достигать 200 гривен. При этом несогласных или решивших играть против правил увольняют под любым удобным предлогом. 

Имеют место быть махинации с количеством паркомест на стоянках. В общественной инициативе «Европейские парковки — европейской столице» говорят о многочисленных фактах искусственного увеличения мест на прибыльных парковочных площадках. Так, зона,  по бумагам рассчитанная на 20 мест, может по факту вмещать до 50 единиц транспортных средств.

Другая не менее важная проблема – взаимодействие автолюбителя и парковщика, которое во многом определяет масштаб коррупционной составляющей в парковочной сфере.

Минимизировать живой контакт, всецело внедрить цифровые системы контроля и расчета, сократив тем самым  кассовые потери, — непростые задачи, в основе которых лежит, к сожалению, неготовность водителей добросовестно воспринимать муниципальные сервисы. 

Примером тому может служить проваленный накануне пилотный проект, состоящий в замене парковщиков на контроллеров, которые должны были не взимать плату, а мотивировать водителей использовать паркоматы, которых, к слову, в столице 87 штук при потребности в сотни.     

В итоге, по данным «Киевтранспарксервис», за 1,5 месяцы работы эксперимента (конец ноября 2014 года – начало января 2015 года ) было зафиксировано более 5,3 тыс нарушений правил парковки.

«Ситуация показывает: там, где можно не заплатить, водитель, скорее всего, не заплатит. Из-за пробелов в законодательстве, которые не позволяют нашим сотрудникам установить личность водителя-нарушителя, были составлены лишь 26 протоколов об административных правонарушениях. […] Поступление средств от парковок, задействованных в пилотном проекте, снизились на 50%», — прокомментировал после В. Першин.

Напомним, «Киевтранспарксервис» выступает единственным оператором всех платных дневных парковок в центре столицы – а это 6 227 паркомест или 212 парковочных площадок.  В зависимости от зоны и типа транспортных средств стоимость одного часа парковки варьируется от 5 до 30 гривен, дня  — от 20 до 40 гривен, месяца – от 315 до 630 гривен. 

Кроме того, предприятие предоставляет право на эксплуатацию парковок различным субъектом хозяйственной деятельности на договорных условиях. По последним данным, коммерческая деятельность 202 ночных столичных стоянок (более 12 тыс паркомест) осуществляется на базе договоров с «Киевтранспарксервисом».

Добавим, что, согласно данным столичной ГАИ, ежедневно по улицам Киева циркулирует около 1,5 млн транспортных средств, включая транзитные и иногородние авто. Многим из них нужна краткосрочная или долговременная парковка, при этом дефицит легальных машиномест оценивается в более 300 тыс машиномест и проблему по-прежнему решает стихийная  или нелегальная стоянка.

Читайте также по теме