То, чего боялись больше всего, произошло «благодаря» одному лишь росчерку пера: Президент Украины подписал закон, предусматривающий исключение Гостиного двора, что на столичной Контрактовой площади, из перечня памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации. В одночасье один из немногих, чудом сохранившихся символов города, превратился, согласно документам, в груду бесполезных камней. «Реставрация» Андреевского спуска, «благоустройство» Владимирской горки, «реконструкция» ЦУМа, «расчистка» Киевской крепости… И вот теперь – «модернизация» Гостиного двора. В пору кричать: «Караул!»
ЛЕГКИМ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ…
Вопиющему решению по Гостиному двору предшествовал целый ряд «одобрям-с», делавший и без того весьма уязвимый памятник архитектуры практически беспомощным перед наглостью «инвесторов» и мощью строительной техники.
Так, 26 апреля на сессии Киевсовета депутаты дали добро на его реконструкцию. Однако никаких решений по ней, а также о землеотводе не принималось. Единственной «зацепкой» для застройщика стало разрешение ПАО «Укрреставрация» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка на Контрактовой площади, 4, для реконструкции здания Гостиного двора под торгово-офисный центр. При этом данное решение не являлось документом, позволяющим проводить там какие-либо строительно-монтажные работы.
С такой же легкостью и непринужденностью Окружной административный суд Киева отказался обеспечить и приостановление постановления Кабмина о выводе Гостиного двора из Госреестра памятников архитектуры и остановить строительные работы на его территории.
Удивительно, но фото и видеофиксация разрушения памятника, предоставленные активистами «Гостиной Республики», на судью Виталия Амелехина должного впечатления не произвели. Слуга Фемиды посчитал, что истец не дал достаточных доказательств факта проведения работ в помещении. А раз нет работ, — нет и «состава преступления».
ТАКИЕ РАЗНЫЕ МНЕНИЯ
Масла в огонь подлило заявление министра культуры Михаила Кулиняка, дескать, начало реконструкции – законно, а само здание не имеет абсолютно никакой ценности. «Здание, которое имело культурную ценность, было разрушено еще при Советском Союзе, в 70-е годы, а новое уже не является памятником культуры. Но даже существующее здание в ходе реконструкции не собираются сносить», — заявил Кулиняк.
«Поддерживает» чиновника и столичный архитектор Лариса Скорик. «Какой памятник архитектуры, какая реконструкция? Реконструкция новодела? – удивилась Скорик вопросу «ГолосUA». — Одно уже только включение Гостиного двора в его нынешнем виде в перечень памятников само по себе является нонсенсом! Здание построили с нуля, по советским технологиям, из современных материалов и кирпича».
По словам Ларисы Скорик двухэтажное здание, которое мы сегодня видим в центре Подола, воссоздано по проекту известного петербургского архитектора Луиджи Руска, а сам проект был утвержден в высших государственных инстанциях еще в 1809 году. Тогда же и началось строительство, которое остановилось после пожара 1811 года и отсутствия средств.
«До 1971 года Гостиный двор был одноэтажным, — говорит Лариса Павловна. — Я прекрасно помню это здание и также прекрасно помню, что его снесли и построили на его месте то, которое задумывалось еще в конце XIX века. Сегодня здесь осыпается штукатурка, лепнина пришла в негодность, все обветшало, пошли трещины из-за проложенного под фундаментом Двора линии метрополитена. Поэтому Гостиный двор нуждается в реконструкции и должен стать куда лучше нынешнего состояния».
Но есть и иные мнения… Скажем, по словам Валентины Шевченко, автора проекта воссоздания Гостиного двора в 1970-80-х годах, само по себе здание – завершенное архитектурное произведением в стиле классицизма, памятник архитектуры и градостроительства и оно должно охраняться государством.
Группа активистов, выступающих против реконструкции Двора, утверждает, что указанное постановление не только изменило статус самого учреждения, но и содействует его полному уничтожению. Правительственный документ, по их мнению, «развяжет руки» предприимчивым бизнесменам в попытке сделать из Гостиного двора очередной торгово-развлекательный комплекс, искажающий, а со временем и уничтожающий, историческое прошлое Подола.
«Здесь, в Гостином, все еще есть помещение театра, которое пытаются ломать. Силами общественности сделан выставочный зал, а внутренний двор превращен в арт-площадку, где ежедневно проходят образовательные и культурные события. И этот уникальный Центр культурной жизни Киева хотят превратить в супермаркет с галереей бутиков, — возмущается активист общественной организации «Сохрани старый Киев» Игорь Луценко.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ
Вид Гостиного двора в будущем, за исключением робких правок членов Градостроительного совета, практически полностью зависит от вкуса одного человека – архитектора и депутата Киевсовета Андрея Миргородского. По его словам, «Укрреставрация» планирует инвестировать в реконструкцию Двора более 100 млн грн.
Автор проекта уверяет, что ничего менять не собирается. «Раньше это здание было одноэтажным, но в 1982-м, когда там прокладывали линию метрополитена, его сделали двухэтажным и еще у него появилось два подземных этажа. Ничего общего оно с историей не имеет. Но Гостиный двор выглядит очень по-киевски и прекрасно вписался в архитектуру Контрактовой площади и исторического Подола. Поэтому я сам категорически против изменения лица Гостиного двора. Нам предстоит поменять кровлю, поработать с внутренним двором, потому что он протекает. К тому же какое-то большое строительство тут не получится – внизу проходит линия метрополитена», – объяснил Миргородский.
Однако даже мимолетный взгляд на представленный проект реконструкции дает понять, что в результате перестройки Двор все-таки превратится… в торговый центр. Фасад здания обещают оставить прежним, изменения коснутся крыши: деревянную заменят на металлическую. Участок над внутренним двором накроют стеклом, а сам внутренний двор облагородят и откроют для гостей. Оба этажа отдадут под магазины и административные помещения, а подвал – под продуктовый супермаркет. Внутренний дворик уменьшат вдвое – за счет него расширят площади торговых точек. Внутри дворика не будет никаких кафе. Он просто станет частью пассажа – двор с лифтами и ступеньками, ведущими на верхние этажи. Арок на первом этаже, которые видны на рисунке проекта, на самом деле не предвидится – это будут стеклянные витрины бутиков. На крыше установят мансардные окна. Между сквером, где стоит памятник Сагайдачному, и Гостиным двором предусмотрят парковку.
ТОП-5 ЗДАНИЙ, КОТОРЫМ НУЖНА ЗАЩИТА /> «Доктор, мы их теряем!»
1. Флигель Сикорского
В самом сердце Киева, по адресу ул. Ярославов вал, 15б, прошло детство всемирно известного авиаконструктора Игоря Сикорского. Многие годы здание приходит в упадок, хотя еще в 2005 году в бытность свою Президентом Виктор Ющенко обещал отреставрировать дом и открыть там музей истории воздухоплавания и авиации.
2. Замок ШтейнгеляТак часто называют заметный старинный особняк с остроконечными башнями в самом начале Ярославова вала. Хотя в действительности столичный магнат и статский советник барон Рудольф Штейнгель не имел к нему отношения. Дом был построен в 1898 году по проекту молодого инженера Николая Добачевского для помещика Михаила Подгорского. С 1912-го на первом этаже функционировал кинотеатр, а в советское время там разместились коммуналки. В начале 2000-х здание освободили от жильцов, и с тех пор оно медленно умирает.
3. Дом по ул. Аллы Тарасовой, 4
Старинный сосед пятизвездочного «Hyatt» был построен в 1905 году в стиле модерн по проекту архитектора Федора Олтаржевского. Некоторое время здесь жил музыкант Моисей Береговский, позже помещения разбили на несколько коммуналок, а в 1970-х ее жильцов расселили. В 1994 году дому присвоили статус памятника архитектуры, но в 2011-м сильный пожар нанес ему сокрушительный удар. В результате строение практически разрушено.
4. Дом МурашкоВ трехэтажном доме № 12 по Малой Житомирской, ведущей от Майдана Незалежности к Михайловской площади, располагалась мастерская известного живописца Александра Мурашко. К нему примыкает одноэтажное здание, которое долгое время было доходным домом, – также является памятником архитектуры.
5. Усадьба барона
Дома в готическом стиле по ул. Воровского, 27, принадлежавшие статскому советнику, барону Рудольфу Штейнгелю построены в 1877-1879 годах. При них был ландшафтный парк с мостами и прудом – когда-то здесь устраивали домашние театральные постановки. В 1901-м имение приобрел профессор медицины Михаил Лапинский, разместивший в нем физиотерапевтический санаторий. Однажды в этих старых стенах снимали кино – эпизод советского фильма «Судьба барабанщика» по повести Аркадия Гайдара. А с 1952 года там расположился Институт травматологии и ортопедии, что не мешает бывшей недвижимости барона Штейнгеля постепенно приходить в упадок.