Никита Бегаль
09:00 20/12/2021

Стоимость ж/д билетов: когда остановится подорожание

 Стоимость ж/д билетов можно не повышать, если оптимизировать систему, говорят эксперты, указывая на большие «теневые» ресурсы «Укрзализныци».  

В «Укрзализныце» (УЗ) сообщили о повышении стоимости билетов. Оно происходит, напомним, в рамках запущенной в апреле «мягкой индексации», когда проездной документ каждый месяц незначительно дорожает в течение года.

«Несмотря на то, что изменение стоимости билетов для пассажиров будет крайне незначительным – в среднем увеличится лишь на 3%, для УЗ такое повышение даст ориентировочно 6 млн гривен в месяц дополнительных доходов», – говорится в сообщении компании.

Добавим, что текущее подорожание билетов будет финальным в этом году, а итоговый рост тарифа составит 22%.

Кроме того, в этом году УЗ изменит комиссионный сбор при покупке, возврате и резервировании билетов.

«С 10 декабря фиксированный сбор будет составлять 30 гривен вместо 22. Также комиссионный сбор – 20 гривен – будет включен в стоимость билетов на экспресс Киев – аэропорт Борисполь. Таким образом, билеты на экспресс будут стоить 100 гривен», — заявили в УЗ.

Эксперт общественной кампании «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов говорит, что необходимости в повышении стоимости билетов нет, поскольку при грамотной оптимизации средств можно обойтись без данной меры.

«Когда речь заходит о повышении цен, то пассажиры должны понимать, насколько это позволяет улучшить сервис. Но этого нет. Если бы в УЗ занялись собственной экономикой, то повышать цены на билеты не пришлось. Но в таком случае пришлось бы закрыть свои коррупционные схемы», — подчеркнул аналитик.

О масштабной коррупции на железной дороге летом говорили в Совете национальной безопасности (СНБО), когда вводили временное руководство компании из-за больших долгов, необоснованных тарифов и изношенной инфраструктуры. СБУ в свою очередь докладывала, что треть путей и 90% грузовых вагонов в аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте.

Одной из причин этого спецслужба называла коррупцию и сообщала, что за последние два года против должностных лиц УЗ возбуждено 237 уголовных производств, а общая сумма ущерба от их действий составила более миллиарда гривен. На этом фоне работникам компании не выплачено 44 млрд гривен доплат и премий, а сама УЗ накопила 35,8 миллиарда гривен кредитов.

«Финансовый оборот УЗ составляет порядка 90 млрд гривен, из которых немалая доля приходится на прибыль от коррупционных схем. А потому если провести грамотную оптимизацию, то никакого повышения цен на билеты не потребуется», — отмечает В. Коновалов.

В свою очередь УЗ объясняет индексацию стоимости билетов увеличением расходов на оплату труда и социальными обязательствами компании. Помимо этого, учитываются инфляция, тарифы на электроэнергию, траты на амортизацию и содержание инфраструктуры. Также компании нужно латать «дыры» из-за льготников, поскольку государство плохо компенсирует их проезд,

В финансовом плане УЗ указывалось, что за счет индексации дополнительные доходы в 2021 году составят 557,9 млн гривен. Пока неизвестно, выполняется ли этот план, но, по сообщению пресс-службы УЗ, за 11 месяцев компания получила 227,3 млн гривен чистой прибыли против 12 млрд убытков за аналогичный период 2020 года.

Успехи компании связаны с доходами от грузовых перевозок: за январь-ноябрь они составили 64,4 млрд гривен.

В то же время пассажирское направление остается убыточным. Статистика говорит о том, что за период 2016-2020 гг. пассажирские перевозки принесли УЗ убытки на сумму 51,6 млрд гривен. Из них: 27,5 млрд — пассажирские перевозки в дальнем сообщении, 24,1 млрд — в пригородном, сообщает портал ЦТС.

Как бы то ни было, в 2022 году УЗ планирует новый подход к формированию цен на билеты в зависимости от различных факторов, в частности, популярности направления и времени приобретения проездного документа.

При этом сами тарифы на пассажирские перевозки, как уверяют в УЗ, подниматься не будут, хотя такие планы были.

«Дополнительные доходы компания в следующем году планирует получить от повышения эффективности закупок и экономии на конечной цене, реализации непрофильных активов и прочее, но ни в коем случае не от повышения стоимости билетов», – сообщили в УЗ.

Читайте также по теме