Обрушение части столичного Шулявского путепровода в конце февраля с новой силой актуализировало проблему состояния и качества украинских дорог. Асфальт, сходящий вместе со снегом, недопустимая аварийность трасс, пугающая ямочность дорожного покрытия и тотальная коррупция в дорожной отрасли стали частью украинской реальности, к которой привыкли граждане.
Результаты и планы
В последнем рейтинге качества дорог, составленном Всемирным экономическим форумом, Украина заняла 134 место из 138 существующих. Дороги, хуже чем в Украине, нашли в Парагвае, Конго, Мавритании и на Мадагаскаре. Чиновники из года в год твердят о приоритетности ремонта и реконструкции автодорог, однако видных подвижек в этом направлении пока не наблюдается и дорожная сеть продолжает активно деградировать.
В 2016 году планировалось провести капитальный ремонт 1,7 тыс. км дорог (что, к слову, в 5,5 раза больше, чем в 2015 году), а также осуществить текущий ремонт 34 тыс. км. Назывался объем средств для этих целей — 19,4 млрд гривен, который, кроме бюджетных средств, включал кредитные ресурсы и поступления от перевыполнений планов на таможнях. Кроме того, около 12 млрд гривен направлялись на погашение кредитов минувших лет.
В январе же текущего года пресс-служба Министерство инфраструктуры сообщила о том, что в 2016 году «Укравтодор» отремонтировал и реставрировал около 1 тыс. км автодорог, при этом на финансирование дорожной отрасли было выделено 15,2 млрд гривен. Глава Мининфраструктуры Владимир Омелян назвал результаты 2016 года рекордными.
«Осуществлено масштабное обновление украинских автодорог. В 2016 году отремонтировано максимальную за 10 лет протяженность дорог, ликвидировано 66% ямочности, почти 22 тыс. км разметки нанесено, установлено 60 тыс. дорожных знаков и заменено, это 110% от запланированного объема», — говорил он в стенах Верховной Рады в декабре.
А вот в конце февраля уточнил, что в прошлом году удалось привести в нормальное состояние лишь 1% дорожной сети от необходимого, добавив, что 95% украинских дорог остаются «в непригодном виде».
В текущем же году в госбюджет парламентарии заложили 35 млрд гривен на содержание и ремонт дорог, однако не все они пойдут на эти цели, ведь часть заберет обязательства перед Евро-2012. Более того, многие статьи по финансированию дорог являются незащищенными.
«Я был бы очень счастлив, чтобы эти 35 млрд гривен были. Но из этих 35 миллиардов мы сразу должны вычесть долговую нагрузку Евро-2012 – это около 7 млрд … Поэтому 35 млрд гривен – я бы хотел, чтобы это было правдой. Но реальная сумма, на которую мы рассчитываем для содержания дорог, – это диапазон 15-20 млрд гривен на этот год», – отметил В. Омелян.
А вот руководитель «Укравтодора» Славомир Новак верит, что возглавляемое им агентство получит в 2017 году 18 млрд гривен на ремонт 2 195 км дорог и 80 мостов, хотя, отметим, что из 17 тыс. мостов по всей Украине — 9 тыс. находятся в аварийном состоянии, а 4 тыс. требуют немедленного ремонта.
Отдельного внимания заслуживает т. н. ямочный ремонт. По прогнозам «Укравтодора», площадь ямочности на украинских дорогах в 2017 году составит 12-18 млн кв. м. При этом в дорожном агентстве отметили, что пока на данный момент из бюджета на ямочный ремонт предусмотрено 2 миллиарда гривен, чего недостаточно для ликвидации всех ям.
Впрочем, ситуацию могут изменить дополнительные 15 млрд гривен для развития дорожного хозяйства, которые пообещал в начале марта В. Гройсман. Как будет на самом деле, покажет парламентский процесс, а также согласованная работа НБУ и Минфина.
Большие надежды также возлагаются на созданный в прошлом году дорожный фонд в составе специального фонда госбюджета, который начнет наполняться с 2018 года, а полноценно заработает в 2020 году. Теперь, согласно закону, средства от уплаты акцизов на нефтепродукты и других налогов и сборов, которые должны тратиться на украинские дороги, будут поступать напрямую в фонд, а не в бюджет, где они «терялись».
100 лет плохих дорог
Существуют разные оценки относительно того, сколько нужно денег и времени для восстановления дорожной сети, чья протяженность составляет 167 тыс. км (без учёта муниципальных, ведомственных, внутрихозяйственных дорог).
«Для того, чтобы украинские дороги приобрели нормальное состояние, нам нужно финансирование хотя бы 50 млрд гривен в год, хотя бы в течение 5 лет. За этот период мы можем говорить о том, что сеть украинских автодорог будет восстановлена», — сообщил В. Омелян.
А вот бывший директор Департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Роман Хмиль в прошлом году указывал, что при финансировании дорожников на уровне 50 млрд гривен в год дороги восстановятся в течение 20 лет, а при ассигновании в 100 млрд гривен в год – в течение 10 лет.
Как бы то ни было, ясно одно — при финансировании строительства и ремонта трасс на уровне 15 млрд гривен в год дорожную сеть удастся обновить через 98 лет, если брать точкой отсчета 2016 год.
«На качественный ремонт украинских дорог нужен триллион гривен. Данная сумма нужна на ремонт межгородских дорог. Еще нужно до 50 млрд гривен на областные центры и еще столько же на районные. Таких денежных средств в нашем бюджете нет. И собственно говоря, ничего не делается для того, чтобы сформировать внебюджетные источники финансирования. Хотя существуют механизмы, чтобы в течение 10-15 лет решить эту проблему поэтапно Программы по строительству и ремонту дорог должны быть долгосрочные. То есть, должен быть национальный проект. А у нас все они выполняются в рамках бюджетного года. Поэтому они не могут быть эффективными. По сути, они эффективны только для чиновников, потому что они за один цикл могут сразу обогатиться», — комментирует эксперт по транспортным вопросам Виктор Медведь.
Комментируя специфику ремонта и строительства украинских дорог, эксперт заявил, что коррупционная составляющая в отрасли занимает 30-40%. Еще 30% выделяемых на латание дорожного покрытия средств «растаскиваются» напрямую непосредственными исполнителями всех уровней.
Также В. Медведь обратил внимание на хронических проволочках в тендерных процедурах, которые часто имеет коррупционный характер. Из-за этого отстрачивается реализация проектов и ремонт начинается в конце осени, когда асфальт кладется уже со снегом и льдом.
Эксперт напомнил, что обычно в государственных тендерах выигрывают иностранные компании, которые задешево нанимают подрядчиков в Украине, а огромные средства выводят из страны. Таким образом, украинские рабочие трудятся за «копейки», а качество украинских дорог все время ухудшается.