Осенью начинается новый политический сезон в Украине и на повестке дня Верховной Рады снова встанет вопрос о «реформе ЖКХ» и новом Жилищном кодексе. Как обычно, реформирование будет заключаться в отказе государства от всяческих гарантий выполнений своих обязательств по отношению к собственникам и арендаторам жилья, а также в скорейшей передаче государственной и коммунальной собственности в частные руки.
За весьма понятным желанием заработать на суперприбыльном рынке ЖКХ, который сейчас дает от 100 до 1000% дохода за счет оплаты несуществующих в природе услуг, манипуляций с тарифами и безмерным количеством посредников, упускается из виду один значимый вопрос: что же будет с собственниками квартир, когда дома, в которых они находятся, разрушатся?! Разрушатся, в основном, в силу естественных причин, а именно – превышение эксплуатационного срока при отсутствии каких-либо признаков капитального ремонта.
Еще в феврале текущего года, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк во время брифинга в Киеве заявил, что 80% жилого фонда Украины необходимо реставрировать. Министр подчеркнул, что в первую очередь реставрации подлежат дома, которые построили до 1961 года — их необходимо утеплять, и менять сети. Близнюк отметил, что второй очереди реставрации должны подлежать здания, построенные до 1980 года, а также все «панельки».
Пять лет назад эксперты оценивали степень износа жилищного фонда в Украине на уровне 60%. С тех пор ситуация лишь ухудшалась. Но, даже ориентируясь на нечто среднее между оценками экспертов и данными министра (70%), получается, что более двух третей всего жилья в стране подошло к той черте, за которой начинаются риски спонтанного разрушения зданий. Любая перепланировка, любое отключение коммуникаций зимой и увеличение объема труб с замерзшей внутри водой в доме может спровоцировать его разрушение. Если кто-то думает, что это из области фантастики, то напомню: основная часть жилого фонда Украины построена еще во времена СССР. Более 70% домов эксплуатируются от 50-ти лет и дольше. А практически все они (исходя из проекта) не рассчитаны, что в них еще будут жить люди. Те же «хрущевки» задумывались как временное жилье, которое в 80-ые годы прошлого столетия должны были снести.
Что же будет, если дом, в котором вы живете, разрушится? Если вам повезло, и вы выжили, то сейчас, когда за состояние большинства домов отвечают государственные ЖЭКи, вам положено взамен новое жилье. Пусть вы и не получите равноценное утраченному, да и вообще с трудом что-то сможете получить, но, по крайней мере, такое право у вас есть. В случае же, если вы создадите ОСМД или еще какую организацию и здание будет от ЖЭКа передано на баланс частной «лавочки», то государство умоет руки. Вы станете бомжем и будете решать свою жилищную проблему сами. Причем на абсолютно законном основании. Судя по степени износа жилищного фонда, это и есть одна из основных причин, по которой так торопятся протянуть новый Жилищный кодекс, предусматривающий к 2014 году передачу практически всего жилищного фонда на баланс неких «управляющих компаний». Чтобы снять с государства ответственность за обеспечение граждан жильем в случае его потери по не зависящим от них форс-мажорным обстоятельствам.
Но и это еще не все. Уверен, что 99,9% граждан Украины, которые купили квартиры в кредит, не потрудились перед этим заглянуть в проектную документацию, на основании которой строился дом, и понятия не имеют, сколько же лет он должен простоять по плану. Их может постигнуть жестокое разочарование, что к моменту, когда подойдет срок выплаты кредита и они станут наконец-то (через 20-30 лет) полноправными собственниками квартиры – здание, в котором они живут, начнет разрушаться в плановом порядке, так как именно на этот срок эксплуатации оно и было рассчитано изначально. Или кто-то уверен, что нынешние строители заложили в них такой же запас прочности, как и советские рабочие в «хрущевки»?