Удешевление растаможки для владельцев «евроблях» будет несправедливым по отношению к тем, кто сполна заплатил все налоги и сборы. А таких водителей большинство. По экспертному мнению, возможен конфликт, который подорвет авторитет правительства, фискалов и полиции накануне выборов. Но может быть, так и задумано.
Цель — Гройсман и «Народный фронт»?
Владельцы авто с иностранной регистрацией завершили протест в правительственном квартале Киева ввиду того, что Верховная Рада Украины и Кабинет министров полностью удовлетворили их требования.
Премьер-министр Владимир Гройсман пообещал дать поручение полиции не трогать владельцев нерастаможенных автомобилей на еврономерах. А парламент принял в первом чтении два законопроекта о регистрации в Украине автомобилей на иностранных номерах, разработанные комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики.
Они предусматривают снижение таможенных пошлин на регистрацию автомобилей на еврономерах (уменьшение размера акцизного налога с авто), отмену запрета на таможенное оформление машин, не соответствующих стандартам Евро-5.
Напомним, с 11 июля водители автомобилей с иностранными номерами (т.н. «евробляхами») митинговали в правительственном квартале, требуя принятия законов о растаможке автомобилей с иностранной регистрацией.
12 июля участники акции протеста перекрыли выходы из Верховной Рады и заставляли нардепов возвращаться в здание парламента и голосовать за закон о растаможке.
Протестующие заблокировали автомобиль нардепа Павла Пинзеника (фракция «Народный фронт»), который сбил участника митинга, у пострадавшего, возможно, перелом ноги.
Сам Пинзеник заявил, что активисты напали на его машину, в которой находились депутаты от «Народного фронта» Олег Кришин и Елена Масорина, и хотели «повесить их на ближайшем дереве».
В тот же день в поле зрения демонстрантов попал сын Президента Алексей Порошенко, который является нардепом от Блока Петра Порошенко. Он хотел пройти мимо протестующих незамеченным, но не вышло. Сына Президента задержали и заставили отвечать на вопросы , почему не принимается закон. Видео выложили в Интернет.
Несмотря на инцидент с президентским сыном, злые языки связывают акцию «евробляхеров» с ближайшим окружением Главы государства, болтают о причастности нардепа Игоря Кононенко. Дескать, недоразумение с Алексеем Порошенко произошло случайно, а настоящей мишенью был премьер Гройсман и дружественный ему «Народный фронт». Ведь те усилили свое влияние на таможню.
Эксперт Александр Дубинский иронизирует: «Стоящие под Радой думают, что они всех обманули с растаможкой, и отстаивают право ее не платить. Финансирующие протест «коллективные кононенки» — надеются обмануть всех и вернуть себе контроль над коррупционными потоками таможни. А борющиеся с протестом «коллективные гройсманы» уже обманули и первых, и вторых — и рассчитывают на продолжение этого процесса в будущем».
Следует отметить, что протестующие подали в суд иск против Кабмина относительно постановления правительства о присутствии полицейских в зонах таможенного контроля, ведь в июне правительство разрешило полицейским круглосуточно контролировать работу таможенников.
Это, по экспертному мнению, ведет к усилению позиций главы МВД Арсена Авакова и его партии «Народный фронт» перед выборами. Блогер Денис Безлюдько подчеркивал: «Министру внутренних дел Арсену Авакову дали доступ к контрабандным потокам на таможне. Раньше – это была вотчина ГФС и СБУ (президентских ведомств), что было несправедливо по отношению к «Народному фронту». Ведь скоро выборы и деньги нужны всем».
Судебные иски и подрыв авторитета
Когда Кабмин ввел в действие постановление от 20 июня, полицейские и чиновники Министерства внутренних дел также получили доступ к автоматизированной системе таможенного оформления. В ней имеется вся информация о транспорте, который ввезен в Украину.
А согласно постановлению КМУ 1388 все автомобили, ввезенные в Украину сроком больше чем на 90 дней, подлежат регистрации. В противном случае владельцев должны штрафовать полицейские. Штраф – от 40 до 50 необлагаемых минимумов (680- 850 гривен). Повторное нарушение в течение года – лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев или административный арест на срок от пяти до десяти суток.
Благодаря автоматизированной системе таможенного оформления, полиция получила возможность точно установить, когда машина была ввезена в Украину в режимах «временный ввоз» или «транзит».
Следует отметить, что в Украине 425 тыс. авто с иностранной регистрацией (при общем числе 9,1 млн зарегистрированных транспортных средств в стране). Часть «евроблях» на балансе польских, литовских, болгарских и других фирм, якобы использующих эти автомобили для работы. Еще больше находятся в стране незаконно. По данным Государственной фискальной службы Украины на начало этого года более 246 000 автомобилей с иностранной регистрацией находятся на таможенной территории Украины с нарушением сроков, из которых в режиме «транзит» более 82 тысяч автомобилей, а в режиме «временный ввоз» более 164 тысяч.
Владельцы авто с иностранной регистрацией вынуждают государство найти способ узаконить свои автомобили. Они борются за удешевление растаможки, ведь зачастую она дороже самого автомобиля. Машину можно купить и за тысячу долларов, а средняя стоимость растаможивания одного автомобиля с пробегом составляет 2,8 тыс. долларов.
Однако, по экспертному мнению, удешевление растаможки для владельцев «евроблях» приведет к искам в международные судебные инстанции, поскольку будет несправедливым по отношению к тем, кто сполна заплатил все налоги и сборы.
Эксперт Александр Дубинский подчеркивает, что владельцы «евроблях» стремятся узаконить «кидок» государства и сограждан на деньги в виде налогов. Но при этом у протестующих не пропадает желание пользоваться всеми социальными благами.
«Я заплатил все налоги со своих автомобилей, на которых стоят украинские номера. Кто-то, может быть, получил с этих денег пенсию, протезы, ремонт в детском саду, залатанные дыры на дорогах. Вы не внесли в экономику ничего. Вы хотите, чтобы вам разрешили растаможить машину за 300 долларов и плевать вам на остальных. В этом суть вашего протеста», — заявил Дубинский в своем видеоблоге. Эксперт не исключил конфликта, который подорвет авторитет правительства. Тем не менее, 13 июля Верховная Рада поддержала в первом чтении изменения Налогового и Таможенного Кодекса . Должна произойти смена налогообложения единицы объема двигателя на налогообложение единицы легкового транспортного средства. Предлагается установить базовые ставки акцизного налога для нового автомобиля с бензиновым двигателем объемом 1 000 куб. см в размере 50 евро за единицу и для нового авто с дизельным двигателем объемом 1000 куб. см в размере 75 евро за единицу.
Изменения еще должны пройти второе чтение осенью. Но премьер Владимир Гройсман уже пообещал, что полиция больше не будет «кошмарить» владельцев «евроблях».