Прошедшую накануне в белорусской столице встречу на высшем уровне лидеров и представителей стран СНГ международные обозреватели практически в один голос назвали «сенсационной, скандальной и странной». Дескать, государства бывшего Советского Союза фактически доказали, что Содружество уже не оправдывает себя как геополитическая система, между его отдельными участниками нарастают противоречия, а региональная экономика, что называется трещит по швам. Согласно самым смелым прогнозам, очередной подобный саммит будет проходить уже в «урезанном формате». И эти прогнозы оправданы.
Некая интрига мероприятия начала проявляться задолго до 10 октября. Президент Беларуси Александр Лукашенко, являющийся организатором встречи, признался, что собрать постсоветских руководителей в Минске в нынешних реалиях оказалось «крайне сложным делом». Во-первых, сославшись на проблему Донбасса, от участия в саммите отказался Петр Порошенко (нашу страну представлял посол Украины в РБ Михаил Ежель), во-вторых, узбекская сторона начала настаивать на изменении повестки дня, и, наконец, в-третьих, лидер Казахстана подчеркнул, что в ходе заседаний его делегация инициирует рассмотрение вопроса о жизнеспособности Таможенного Союза.
Далее события вообще развивались вопреки всем протокольным правилам. Уже на первом заседании между президентом России Владимиром Путиным и его молдовским коллегой Николае Тимофти возник спор, грозивший перерасти в личный конфликт. Во время обсуждения доктрины совместной безопасности и экономических взаимоотношений Тимофти имел неосторожность не совсем дипломатично заявить, что после подписания Кишиневом Соглашения об ассоциации с ЕС, Москва закрыла свои границы для товаров из Молдовы.
«Таким образом, РМ вытесняется из Зоны свободной торговли СНГ», — констатировал Тимофти.
И сразу же получил раздраженную ремарку главы российского государства: «Нужно было заранее думать, как повлияют подписанные в Европе документы на ваши отношения с другими партнерами».
Словесная перепалка продолжалась даже в момент выступления президента Таджикистана Эмомали Рахмона, тщетно пытавшегося заострить внимание «соратников по СНГ» на проблеме существования террористической организации «Исламское государство», которое якобы угрожает стабильности не только Ближнего Востока и Средней Азии, но и России, Украине и даже Беларуси.
И все-таки своеобразной «красной нитью» саммита стал именно «украинский вопрос». Как стало известно незадолго до открытии первого заседания встречи на высшем уровне, Порошенко провел телефонный разговор с Лукашенко, где отметил: официальный Киев заинтересован в скорейшем решении конфликта в Донецкой и Луганской областях, требует усиления региональных групп мониторинга и полного соблюдения договоренностей о прекращении огня, достигнутых несколько недель назад в том же Минске. Нужно отдать должное белорусскому президенту. Будучи противником фактической аннексии Крыма и сторонником централизации украинской власти, он выступил с предложением создать новую специальную комиссию, которая в рамках Содружества займется созданием так называемой «дорожной карты Донбасса». По некоторым данным, основными положениями этого документа должны стать не только полное прекращение огня в мятежных украинских регионах, но и первоочередные шаги по восстановлению разрушенной боевыми действиями инфраструктуры Донецка и Луганска.
А вот здесь следует оговориться. Российская сторона подчеркнула, что и без того делает все возможное, дабы прекратить «донбасское кровопролитие», а киргизские представители негласно дали понять: сейчас для Бишкека важнее сохранение стабильности в собственных регионах, и, в частности, Баткенской и Ошской областях. Получается, что решения Минского саммита никоим образом не изменят ситуацию на на материковой Украине, ни в Крыму.
«Вчерашняя Минская встреча не внесла абсолютно никакой ясности в перспективы взаимоотношений стран СНГ, и в этом одновременно заключаются ее сенсационность и странность, сказал в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт Клаус Хофф (Бельгия). — Более того, для Украины она уже ничем ознаменоваться не может — Киев планирует прекратить свое участие в структурах Содружества Независимых Государств. Нет никаких сомнений в том, что предстоящий очередной саммит пройдет в относительно «узком кругу» — по меньшей мере, без украинской делегации».
Тем не менее ставить крест на пресловутом «формате саммита» не стоит. Александр Лукашенко полагает, что в рамках бывшего СССР еще можно создать новые консультативные организации, которые займутся решениями региональных рисков, где бы они — в Украине или Таджикистане — не возникали. И в это очень хочется верить.