Петр Порошенко пообещал народу, что его первая президентская поездка будет на Донбасс. Сразу после инаугурации. Но время идет, а он не едет. А теперь и вовсе посылает вместо себя женщину — народного депутата от фракции "УДАР" Ирину Геращенко. Назначив ее на должность уполномоченного по мирному урегулированию конфликта в Донецкой и Луганской областях. Геращенко уже пообещала ежедневно противодействовать информационной войне. А кто остановит войну настоящую? С сотнями жертв, огромными масштабами разрушений и океаном ненависти, который затапливает человеческие души…
Анализируя, так называемый «феномен Порошенко» (а именно рост его рейтинга с 2% в прошлом году, до нынешних почти 55% на выборах), аналитики отмечали, что на самом деле это были голоса за мир. Сторонники военных действий отдали свои голоса Юлии Тимошенко, обещавшей Путину войну до победного конца, Олегу Ляшко с его «штурмовыми пиар-акциями» и Анатолию Гриценко, упакованному с ног до головы в камуфляж.
Петр Порошенко же в свою очередь всем своим видом и риторикой демонстрировал стремление решить все миром. И чем глубже страна погружалась в кровавый водоворот АТО, тем выше становился его рейтинг. /> «Порошенко избрал верную тактику, позиционируя себя как человек, который может остановить войну, — отмечает президент «Центра политического прогнозирования» Сергей Влащенко. — И чтобы это сделать быстрее, важно было избрать его без проволочек. На самом деле, люди, которые голосовали за Порошенко, высказались за скорейшее окончание войны. Об этом свидетельствует, к примеру, его довольно высокий рейтинг в тех местах Донбасса, где люди чуть ли не под пулями, на свой страх и риск, все же пришли на участки…».
Определенную надежду дало и назначение на должность главы Администрации президента Бориса Ложкина. Понятно, что Ложкин, никогда не работавший в системе власти и не владеющий «техникой бюрократических манипуляций» не сможет так же грамотно работать с бумагами, как его предшественники на этом посту вроде Владимира Литвина или Сергея Левочкина. Но этого от него никто не требует. Очевидно, что для бумагооборота на должность заместителя главы Администрации назначили опытного бюрократа Олега Рафальского. А задачей Ложкина могло быть налаживание отношений с сепаратистами и формирование почвы для двусторонних переговоров.
На это сразу обратили внимание опытные люди в политических кругах, отмечая два важных фактора. Ложкин — не националист, его могут принять на Востоке. И к тому же Ложкин совладелец газеты «Комсомольская правда в Украине», которая является, по сути, филиалом московской «Комсомолки». Именно «Комсомолка» с первых дней «бунта на Донбассе» ведет свои репортажи из «стана сепаратистов». Ее корреспонденты работают по всей линии фронта. Они знакомы и пользуются доверием у лидеров местного сопротивления. И могли бы стать своего рода проводниками для организации неформальных контактов между властью и сепаратистами, с тем, чтобы подготовить официальные переговоры.
И надо сказать, что на Донбассе, который устал, как тут говорят, «харкать кровью», ждали таких шагов. Это подтверждали журналисты, побывавшие там, иностранные наблюдатели и мои друзья по Facebook. Ждали, но не дождались.
Безусловно, главная проблема начала переговоров в том, кто сядет за круглый стол. Проблема с официальными представителями есть у ДНР. Согласитесь, сложно представить, что в контакт с властью вступят любитель старины, «реконструктор» Стрелков, рекламщик Губарев, бывший МММщик Пушилин и им подобные. Понимая это, неглупые политологи Донбасса, начали выдвигать другие, более реальные кандидатуры для переговоров и популяризировать их через СМИ.
В частности, на роль главного переговорщика мог бы подойти командир батальона «Восток» Александр Ходаковский. Во-первых, он не самозванец и не иностранный гражданин, а полковник СБУ, бывший командир донецкого отряда "Альфа". Во-вторых, успешно справляется с охраной общественного порядка (именно его подчиненные остановили мародеров в Донецке и пресекают по мере сил разгул уличной преступности, вызванный безвластием). Так же говорят о том, что переговорщиком от Луганщины мог бы стать Валерий Болотов. Уже почти официальное лицо в мятежном регионе.
Но когда основная проблема — с переговорщиками от Донбасса,- как бы начала решаться, возникли кадровые проблемы в Киеве. Оказалось, что у Президента просто не нашлось человека, которому он может доверить такую важную задачу. Точнее, такой человек нашелся — Ирина Геращенко: экс-пресс-секретарь Ющенко, хороший специалист в области тележурналистики, опытный менеджер избирательных кампаний. И при этом политик с националистическим уклоном, без какого-либо навыка переговорной деятельности в кризисных условиях.
Поэтому, судя по всему, переговоры Ирина Геращенко вести не будет. На вчерашнем брифинге в парламенте она сообщила, что ее основной целью на посту уполномоченного Президента по мирному урегулированию ситуации в Донецком и Луганском регионах будет широкое информирование общественности относительно позиции главы государства.
Спасибо, конечно, огромное от лица всей общественности, которая теперь будет в полной мере информирована о позиции главы государства, и так неоднократно озвученной им самим. Но жителям разбомбленных домов в Славянске, родителям убитых детей, покалеченных солдат, всем, кто в результате войны остался без работы, сбережений, учебы и лечения, позиция главы государства интересна только в одном ракурсе: остановит он войну, как обещал, или нет?
Да, Геращенко сказала, что будет вести широкие контакты со СМИ, дипмиссиями, собирается встретиться с главами воинских подразделений, которые работают на Донбассе, и губернаторами регионов, принимающих переселенцев. Но каков смысл этих встреч, если авторитетом на Востоке она не пользуется?! Почему люди, которые неоспоримым авторитетом там пользуются (не обязательно, от «низложенной» Партии регионов — есть коммунисты, есть беспартийные, — Авт.), не назначены? Ответ сейчас пытаются найти, но не находят политологи.
«В назначении Геращенко уполномоченным Президента больше вопросов, чем ответов, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. — Вопрос – почему именно она? Неужели у нее есть опыт решения таких проблем? Неужели она настолько авторитетна и в силовых органах, и в данном регионе? Неужели она может предложить или была ранее замечена в разработке реального плана по урегулированию этого конфликта».
Одна из широко высказываемых версий состоит в том, что назначением Геращенко — это просто символизм. Она женщина, мать, а кому, как не женщине, быть в роли политического миротворца. На уровне пиара, разумеется. Но и тут мы сталкиваемся с профанацией, поскольку на «голубку мира» Ирина не тянет.
В конце мая она (вместе с группой депутатов) зарегистрировала скандально известный законопроект№4912, копирующий сталинский приказ «ни шагу назад».
Смысл этого проекта в жестком уголовном преследовании тех, кто случайно или нарочно уклонился от выполнения приказа по уничтожению соотечественников, признанных врагами.
От пяти до восьми лет дают за «залишення особами, що залучені до проведення антитерористичної операції, посадовими і службовими особами правоохоронних органів, органів державної влади та місцевого самоврядування… ввірених їм військової техніки, зброї, інших матеріальних засобів терористам або їх пособникам». От 3 до 6 лет — за выполнение приказа террористов и их пособников. От 8 до 12 лет за переход лиц, привлеченных к АТО, на сторону террористов и их пособников.
Особенно поражает фраза «добровільна здача в полон». Как написал сайт «Версии», это, когда местные жители окружают БТР, на котором сидят мобилизованные резервисты и призывники, и со слезами, иконами и пением молитв, заставляют их убраться прочь. Попутно покормив на дорожку и отобрав для пущей убедительности военную технику. Так вот, вернувшиеся в расположение части участники АТО автоматически подпадают от уголовную ответственность за «залишення військової техніки пособникам терористів».
Логичный вопрос: может ли соавтор такого жестокого закона, шокировавшего даже суровых военных, занимать должность главного миротворца страны? Или мы говорим о профанации. И суть назначения в том, что активным участникам избирательной кампании просто раздают должности. Как медали за заслуги. Но тогда возникает еще один вопрос: а как же война? И обещание ее прекратить? Или народ снова ошибся, поверив в обещания, которые оказались несбыточными…