«Все билеты проданы!» – подобная табличка регулярно возникает у билетной кассы в Национальном театре им. Ивана Франко накануне спектакля «Кайдашева сім'я» по мотивам Ивана Нечуя-Левицкого. На днях «хит» франковцев отпраздновал сотое представление. А уже в октябре –101-я «Кайдашева» с Натальей Сумской в роли сварливой матери большого семейства.
«Кассовый спектакль»… Критики частенько морщатся, ибо не всегда «касса» и «искусство» уживаются в одной упряжке. Ну вот же – неправда ваша! «Касса» и «творчество» порою составляют нерушимые союзы. Стоит выйти большим артистам на большую сцену в какой-нибудь «большой истории»… И… этого уже немало.
«Кайдашева сім'я» на сцене франковцев, появившись в репертуаре лет пять назад, вряд ли планировалась создателями (режиссер Петр Ильченко) как кассовый «бронетранспортер». Репетировали долго и трудно. Режиссер не отбивался от актерских идей и рационализаторских предложений. Поэтому многое рождалось в сотворчестве.
Едва выпорхнув на премьерном показе, этот спектакль поразил какой-то искрометной искренностью и заданной народной интонацией (в пересказе известного сюжета). И еще, разумеется, ошеломляющей актерской работой. Наталья Сумская в роли Кайдашихи. Ведь как бывает? «Народные бытовые истории» наш Национальный частенько норовит как-либо вывернуть наизнанку. Или припудрить их, или приукрасить. Или придать им псевдоевропейский ненужный лоск. А тут (по мотивам Нечуя) – прямо тебе сермяжная правда жизни. О радостях и горестях родного народа. Без грима и всякой пудры. С надрывом народных воплей. С мелосом волшебных песен. Со сварливостью сельских старух (бабы Параски и бабы Палажки). Этим-то и покоряет наша «Кайдашева» уж сотое представление подряд.
Об актерской работе – отдельный абзац. Не один критик уже расхвалил Наталью Сумскую за роль матери скандального семейства (Кайдашиху). И есть за что чествовать. В кои-то веки на украинской сцене актриса достигла уровня фантасмагорического перевоплощения. Вплоть до неузнаваемости самой себя – из пятого ряда. Лезет с печки, задрав подол, какая-то сельская бабка. Кряхтит, ворчит, что-то приговаривает. В модуляциях ее голоса, в манерах – ну абсолютно ничего от той прежней лирико-драматической сценической дивы… которой и являлась нам прежде Сумская – то в образе Жанны д'Арк, то в роли Элизы Дулитл (из «Пигмалиона»). Теперь ее Кайдашиха – совершенный «срез» украинского женского народного характера. Ее ругань и распри с домашними – не от вредности характера, а от способа «такой» жизни.
Когда смотрел на сцену уж в который раз, не оставляла в покое одна игривая мысль… Когда-то давным-давно именно Наталья Сумская сыграла, на мой взгляд, лучшую вариацию образа Наталки-Полтавки в проекте «Укртелефильма». Она тогда была: и красива, и умна, и с украинским достоинством, и с национальным гонором. А теперь спустя годы смотрю – уже на ее Кайдашиху – сквозь призму развития того прежнего образа… Да-да… И вижу – скрытый и вызывающий актерский эксперимент! Сумская в моем представлении подает Кайдашиху, как «повзрослевшую» Наталку-Полтавку! Следы ее былой красоты – еще не исчезли. Ее гонор – да сколько угодно… Ее напевная речь тут же готова переплавиться в прекрасную песню «Віють вітри, віють буйні, аж дерева гнуться…»
Одним словом, эта артистка вроде бы пунктиром прочертила сложный драматичный путь: от расцветшей Наталки-Полтавки – до увядающей Кайдашихи… Главных женщин украинской литературы. Двух национальных «архетипов».
Так что не тратьте время попусту, приходите на 101-й спектакль. Чтобы снова ее «не узнать»…