Вчера в Каневе семь лауреатов получили Шевченковскую премию из рук Премьер-министра Николая Азарова. Также оказалось, что мэр Канева, успевший отметиться попытками ввести цензуру в Интернете, празднует день рождения в один день с Тарасом Шевченко, а председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин является незаурядным поклонником изданий Кобзаря.
Азаров почувствовал энергетику Чернечей горы и набрался сил для великих поступков.
Журналистов сразу предупредили, что в конференц-зал на вручение Шевченковской премии попадут не все. А точнее — только фотокорреспонденты и операторы. Мол, места там мало, поэтому количество мест ограничено. Однако всем таки сильно хотелось посмотреть (а главное — послушать!), как Николай Азаров будет приветствовать лауреатов.
Пока ждали приезда премьера, все здорово замерзли. Зато удалось узнать, что председатель горсовета Канева Виктор Николенко 9 марта празднует день рождения. Вчера ему исполнилось 50 лет. Мэр заверил, что вот уже 25 лет он встречает этот праздник на Тарасовой горе. А еще похвастался, что скоро будет сдана в эксплуатацию вторая очередь музея.
«Основное уже сделано. Сейчас идет доработка внешних сооружений верхнего и нижнего парка, окружающих достроек. Думаю, что к 22 мая мы закончим все эти работы по коммуникациям. Поэтому, мы приложим все усилия, чтобы завершить эти работы к годовщине перезахоронения Шевченко», — убеждал Виктор Николенко журналистов.
Между тем, на горизонте таки появился Азаров со свитой. Его сопровождали заместитель главы Администрации Президента Анна Герман, министр культуры Михаил Кулиняк, председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин, глава Черкасской облгосадминистрации Сергей Тулуб и много других должностных лиц. Воспользовавшись таким ажиотажем, все журналисты быстренько побежали в помещение музея, и пока охрана зевала (даже удостоверение проверить не успели), конференц-зал был до отказа наполнен «акулами пера». В зале в белых креслах уже где-то час сидели нынешние лауреаты Шевченковской премии и члены комитета по ее присуждению. Последним зашел Николай Азаров. Он произнес речь. Если не вдаваться в фонетические особенности лексики премьера, то можно выделить, в частности, его слова о том, что энергетика в Каневе особенная:
«Здесь, на Чернечей горе, чувствуется особая энергетика, которая побуждает не только к размышлениям о нашем прошлом, но и к осмыслению настоящего, дает силы действовать ради будущего Украины. В год двадцатой годовщины независимости мы можем гордо утверждать, что наша свобода и возможность собственноручно строить государство — это победа идей, заложенных еще в «Заповіті» Шевченко, который был указателем для наших отцов и остается ориентиром для нас», — сказал премьер.
102 или 115 «Кобзарей» от Добкина?
Далее Анна Герман полностью свела на нет все риторические потуги Азарова, начав своим красиво поставленным голосом объявлять Шевченковских лауреатов. Но уже после вручения премии Роману Гораку и Николаю-Ярославу Гнативу за 10-томное издание «Иван Франко» Анне Герман «дала фору» неизвестная дикторша, которая после звукового сигнала мелодичным голосом заявила: «Администрация сообщает, что в помещении возник пожар. Просим вас, сохраняя спокойствие, спуститься по лестничным площадкам на первый этаж и выйти на улицу». Впрочем, ни журналисты, которые такими стараниями сюда добрались, ни почтенное общество, которое сидело в белых креслах, не спешили покинули зал. Похоже, даже если бы в музее был настоящий пожар, никто бы и шагу не ступил. К счастью, причина подобного вмешательства в процесс вручения премий была довольно прозаичной. Как сообщили корреспонденту "ГолосUA" работники музея, «во время торжеств случайно нажали не ту кнопку».
После вручения премий слово сразу предоставили председателю Харьковской облгосадминистрации Михаилу Добкину. Он объявил, что дарит музею Тараса Шевченко в Каневе 102 «Кобзаря». «Мне выпала почетная миссия передать в дар национальному музею уникальную коллекцию – собрания «Кобзаря». Ранее эта коллекция была в частной собственности. Но сейчас мы получили возможность распоряжаться ею и возникло решение сделать этот подарок. Эти книги уникальны тем, что они выдавались в разные периоды. Есть «Кобзари» 1843, 1844 годов, даже есть издания, которые издавались в годы Великой отечественной войны», — рассказал Михаил Добкин. Между тем, женщина, которая назвалась его пресс-секретарем, заявила журналистам, что в действительности речь идет не о 102, а о 115 «Кобзарях», сказав, что губернатор Харьковщины ошибся.
Очень радостно воспринял инициативу коллеги председатель Черкасской облгосадминистрации Сергей Тулуб. «Это прекрасный, богатый подарок! Это как раз то развитие межрегиональных связей, о котором говорит Президент. Я хочу вам сказать, что Кобзарь объединяет всю Украину», — губернатор повторил лозунг, который накануне появилось на билбордах Черкащины.
Герман дала Шкляру шанс
Анонсированной в пресс-релизе пресс-конференции для журналистов Николай Азаров так и не дал. Хорошо, что была возможность поставить многочисленные вопросы замглавы Администрации Президента Анне Герман. В частности, всех интересовало, получит ли Шевченковскую премию Василий Шкляр.
«Было заявление Шкляра. И он просил, чтобы Президент прислушался к его просьбе и учел его волю отложить вручение премии. Будем ждать. Он написал заявление. И Президент учел волю Шкляра», — сказала Анна Герман. На вопрос журналистов, есть ли у Василия Шкляра шанс таки получить присужденную ему премию, Герман ответила: «Конечно же. Он же не отказался, а просто попросил отложить до определенных времен», — сказала госпожа Герман, не объясняя, впрочем, означает ли это, что сейчас, пока есть в Правительстве тот министра образования, из-за которого писатель, собственно, и отказался от премии, продолжаются смутные времена. А когда этого министра уже не будет (и Шкляру наконец дадут премию), то времена будут «определенные».
Зато она прокомментировала желание властей обустроить вертолетную площадку возле Тарасовой горы. «Я думаю, что вертолетная площадка нужна. Потому что Канев должен стать местом паломничества не только бедных людей, но и знаменитостей со всего мира, президентов, премьеров. Это должно быть обязательным в протоколе делегаций … Это должно быть местом сакральным. Люди должны иметь возможность добираться сюда по воде, и по воздуху, и по дорогам — все, кто хочет поклониться Кобзарю. Поэтому вертолетную площадку нужно сделать», — сказала Анна Герман.