Андрей Кислов
07:00 16/11/2018

Страсти по ГБР: Бюро «законсервируют» до окончания выборов

Руководство Государственного бюро расследований оказалось в подвешенном состоянии, констатируют эксперты. Они отмечают дискредитацию органа еще до начала его работы, и полагают, что ГБР останется под влиянием политиков, которые после выборов-2019 будут отстранены от власти.

 «Кто стоит за этим планом»

Окружной административный суд Киева завершил рассмотрение дела в отношении директора ГБР Романа Трубы, установив наличие оснований для его люстрации. Противоправными признаны действия Генпрокуратуры, которые заключались в необращении в Минюст о включении Трубы в Единый государственный реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины «Об очистке власти».

Таким образом, установленные обстоятельства могут быть основанием или для самостоятельного признания Президентом недействующим своего указа о назначении Романа Трубы директором ГБР или для успешного обжалования такого указа в судебном порядке.

Накануне эксперт Алена Яхно писала в Facebook: «Как известно, депутат от БПП Юрий Македон, который тоже претендовал на должность директора бюро, еще пару месяцев назад подал иск против назначения Трубы. Так вот! Есть очень большая вероятность, что этот иск удовлетворят… Кто стоит за этим планом? Называют разные фамилии — и Грановского, и Авакова».

Яхно отметила, что после отставки Трубы, главой ведомства станет Ольга Варченко, которая тут же подпишет указ о назначении 27 руководителей структурных ведомств ГБР, которых Труба отказывался назначить в конце августа.

В настоящее время, по данным СМИ, директор ГБР Роман Труба ушел в отпуск, а Варченко исполняет его обязанности, так как является его первым заместителем. Отметим, что гражданский муж Варченко – высокопоставленное лицо из полиции —  оказался на днях в центре скандала. Его обвинили в приставаниях к студентке.

Он все отрицает, и говорит, что хакеры создали поддельный аккаунт в соцсетях от его имени. Дескать, информационная атака связана именно с тем, что его жена, Ольга Варченко, занимает пост первого заместителя главы ГБР «и многим стала костью в горле».

Злые языки поговаривают о развернувшейся борьбе между руководителями «Народного фронта» и Банковой за влияние на ГБР. Пишут, что Труба считался человеком Пашинского и Турчинова, но теперь, якобы, сменил вектор, переориентировавшись на генпрокурора Юрия Луценко. А  Варченко, по утверждениям СМИ, ориентируется на Банковую, в частности, на влиятельного представителя окружения Президента Александра Грановского.

Напомним, что директора ГБР и его заместителей конкурсная комиссия выбрала 16 ноября 2017 года. Тогда Труба заявлял, что запустить полноценную работу  ГБР он сможет до июля 2018 года.

В стратегической программе деятельности ГБР указаны конкретные сроки: Бюро должно было начать первые расследования 1 сентября. К началу 2019 года первые уголовные производства должны быть направлены в суд, а к началу 2020 года – планировалось получить по ним первые судебные приговоры.

28 августа Труба заявил, что отказал конкурсной комиссии в рассмотрении вопроса о назначении 27 человек на руководящие должности ведомства, из-за их, якобы, сомнительной репутации. Комиссия, дескать, не предоставила ему результатов прохождения кандидатами детектора лжи.

Нардеп Сергей Лещенко (БПП) тогда заявлял, что слишком многие из утвержденных кандидатов  являются креатурами министра МВД Арсена Авакова.

«Консерва»  на миллиард

В законе о ГБР содержится норма, рекомендующая  формировать  бюро за счет штатной численности следственных подразделений Генпрокуратуры, Национальной полиции и других органов государственной власти, противодействующих преступности. Сообщалось, что более 40% претендентов на руководящие должности в ГБР являются действующими сотрудниками органов.

При этом в сфере ответственности ГБР — расследование случаев  пыток и других преступлений, связанных с жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением, совершенным прокурорами, следователями НАБУ, СБУ, МВД и работниками других правоохранительных органов. 

ГБР создается, чтобы вывести функцию следствия из прокуратуры и создать единый орган, который будет заниматься расследованием.   В частности, бюро должно выявлять, раскрывать и пресекать преступления, связанные с деятельностью организованных групп и преступных организаций. Кроме того, бюро должно также расследовать военные преступления.

Только ГБР имеет право заниматься расследованием преступлений, совершенных высшими государственными чиновниками, членами Центральной избирательной комиссии, депутатами Верховной Рады, руководством Генеральной прокуратуры, главой Национального банка, судьями, правоохранителями и чиновниками антикоррупционных органов.

Закон о Госбюро расследований был принят Верховной Радой 2 ноября 2015 года. Он был частью так называемого пакета безвизовых законов. Президент подписал его в январе 2016 года, а 1 марта 2017 года документ вступил в силу.

В  госбюджете 2017 года на ГБР было выделено 640 млн гривен. В  бюджете на 2018 год расходы для обеспечения деятельности органа предусмотрены в сумме 651,5 млн гривен. А в проекте госбюджета на будущий год предусмотрено увеличение расходов на ГБР почти на 460 млн грн. Там фигурирует сумма в 1,11 млрд  гривен.

Кто будет распоряжаться такой суммой теперь неизвестно. Политолог Руслан Бортник констатирует дискредитацию руководителей органа.

«Имеется элемент дискредитации этой структуры. В частности, попытка подвесить ее на крючок и заблокировать ее работу, когда это будет выгодно, чтобы потом в ручном режиме достигать необходимого результата путем шантажа руководства этой структуры», —  считает политолог.

Между тем, уже 31 декабря официально стартует кампания президентских выборов, намеченных на 31 марта 2019 года. А в конце октября будущего года должны состояться выборы в парламент.

Эксперты полагают, что ГБР  не успеет начать работу в намеченный срок, а значит, не сможет повлиять на участие в выборах возможных фигурантов расследований.

Политолог Алексей Якубин считает, что в запуске работы Госбюро расследований до начала выборов власть не заинтересована. Но в будущем  политики чиновники, которые после выборов-2019 будут отстранены от власти,  смогут влиять на данную структуру извне.

«Пока что политической воли запускать ГБР нет. Но власть видит важность ГБР в следующем политическом цикле, потому что не факт, что та власть, которая сейчас, останется, а вот возможность влиять на ГБР в том формате, как оно сейчас есть, у них может остаться. Ведь конкурсные процедуры проведены по формированию руководящего состава, который был рекомендован влиятельными сейчас людьми», — говорит эксперт.

 

 

 

 

Читайте также по теме