В представленную в прошлом году Стратегию-2020 надо срочно вносить изменения в той части, которая касается энергобезопасности страны. Так как после нынешнего решения «Газпрома» её смело можно называть «Стратегия 2020 – Украина без газа». Точнее, без денег от транзита газа.
Заявление заместителя главы «Газпрома» Александра Медведева, сделанное 9 июня в Москве о том, что продления транзитного контакта с Украиной после 2019 года не будет ни при каких обстоятельствах, стало неожиданностью только для украинской власти. Экспертное сообщество уже давно, со времен планирования, даже не строительства, «Северного» и «Южного» потоков прогнозировало снижение объемов транзита газа из РФ в Европу через газотранспортную систему Украины. Причем, расчеты говорят о том, что наша ГТС может быть использована разве что в качестве страховочного варианта и максимальный объем прокачки газа через нее – не более 30 млрд куб.м. То есть почти в 4 раза меньше, чем предусмотрено пока еще действующим контрактом с Россией.
За счет чего Россия сможет «перекрыть» мощности украинской ГТС:
«Северный поток» (две нитки) – 55 млрд куб.м. газа в год
«Голубой поток» (газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря с российского черноморского побережья на азиатскую территорию черноморского побережья Турции) – 63 млрд куб.м. газа в год (из них 50 млрд планруется как транзит в ЕС и 13 млрд продадут внутри Турции)
Белорусская ГТС (принадлежит «Газпрому» с 2011 года) – 33 млрд куб.м. газа в год
Это еще не все, но и данных мощностей хватит с избытком. Да, «Голубой поток» сейчас достраивается. Решение об этом было принято 1 декабря 2014 года, когда между российской корпорацией «Газпром» и турецкой корпорацией Botas Petroleum Pipeline Corporation был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода через Чёрное море в направлении Турции. В отличии от «Южного потока» формат использования «Голубого потока» отвечает всем требованиям Третьего энергопакета и вряд ли его эксплуатацию сможет заблокировать Еврокомиссия.
Чем это грозит Украине? В первую очередь – потерей интереса к её проблемам со стороны ЕС. После того, как европейцы перестанут ощущать угрозу собственной энергетической безопасности, вызванной хаосом в нашей стране и постоянно изменяемыми правилами игры в ней, степень внимания со стороны ЕС к Украине – упадет. Прямые убытки от сокращения транзита газа будут ничтожны по сравнению с вышеозначенными потерями.
А пока что правительство Украины продолжает вкачивать эмиссионные средства в «Нафтогаз», способствуя росту инфляции и девальвации гривны. Так, Кабинет Министров своим постановлением №362 от 4 июня увеличил уставный фонд Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» на 104,6 млрд гривен до 160,45 млрд гривен. Сумма докапитализации сравнима с теми деньгами, которые КМУ влил в компанию годом ранее. Параллельно с этим правительство продолжает увеличивать цены на газ для населения, в попытках поскорее собрать как можно больше денег (см. инфографику). Причем, как обычно, не за товар или услуги, а просто так, потому что «очень хочется денег». В это и есть суть всех украинских реформ.