Андрей Кислов
17:00 16/11/2017

Стратегия развития МВД до 2020 года возрождает начинания времен Януковича (ИНФОГРАФИКА)

Очередное реформирование МВД, по экспертному мнению, открывает перспективы для освоения дополнительных 13 млрд. грн. предусмотренных проектом госбюджета. Но в ближайшее время будет реализовываться…

«Хорошо забытое старое»

Кабинет министров Украины одобрил стратегию развития Министерства внутренних дел Украины до 2020 года. Глава ведомства Арсен Аваков сообщил, что «Стратегия-2020 – это логическое продолжение начатых изменений».  А его заместитель Татьяна Ковальчук добавила, что в ближайшее время будет создана единая служба экстренной помощи «112» и введен институт уголовных проступков.

Что же это за новшества, и какое отношение к ним имеет нынешнее руководство МВД?  Следует напомнить, что в 2012 году, во времена Януковича,  был принят новый Уголовный процессуальный кодекс, который ввел ряд упрощенных процедур при расследовании «уголовных проступков» (т. е преступлений небольшой тяжести — авт.).

Так, в частности, досудебное расследование уголовных проступков должно осуществляться в форме дознания и только в течение одного (двух) месяцев.  Подозреваемый должен находиться на свободе без залога и т. п.. Но  УПК 2012 года остается единственным законодательным актом, в котором упоминается «уголовный проступок». Соответствующий закон, который бы определял список «проступков» пока не принят.

Что отнесут у этой категории пока неизвестно.  Но аналогичный процесс введения понятия «уголовного проступка» идет в России. По законопроекту верховного  суда РФ это, например, клевета, вандализм, разные виды мошенничества (в сфере кредитования, или с платежными картами), разглашение тайны усыновления, воспрепятствование работе журналистов и избирательных комиссий, продажа алкоголя несовершеннолетним, нарушение авторских прав и т. п. (всего 80 составов преступлений). За данные нарушения вместо тюрьмы будет положен штраф или исправительные работы.

Следует ожидать, что украинский список не будет слишком отличаться от российского. Тем более, что российский опыт имеется и в другом анонсированном новшестве — введении единого номера «112». Ведь номер «112» действует по всей территории России с 2013 года. Там  столкнулись с особенностями, характерными и для Украины ( разделение полномочий ведомств связи и МВД, проблемы централизации и пр. ), и создали несколько типов систем для разных регионов.

 В Украине систему «112» тоже пытались запустить.  Закон о создании системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру «112» был принят 13 марта 2012 года, 5 апреля 2012 его подписал Президент Виктор Янукович, а 10 апреля 2012 закон вступил в силу.

Вместо нескольких номеров вызова служб экстренной помощи, а именно 101, 102, 103 и 104, вводился  единый телефонный номер «112». Причем  принимать звонки должны были создание оперативно-диспетчерские службы органов государственной власти и местного самоуправления.

Они должны были обеспечивать  круглосуточное дежурство,  оперативную передачу этой информации подразделениям экстренной помощи, и даже координацию действий данных подразделений. 

Министр чрезвычайных ситуаций Украины Виктор Балога прогнозировал введение в действие по всей территории страны системы «112» до 2014-го года.   Система  вводилась в первую очередь в  городах, принимающих «Евро-20122.  А конечная сумма сметы введения в действие этой системы  оценивалась в  650 млн. грн. 

Сейчас, ГСЧС входит в МВД, а сумму, которая потребуется для запуска единого номера  не афишируют.  (См. ИНФОГРАФИКУ)

decoding="async" alt="" src="/images/items/2017-11/16/2A6Yw2Z9gGJ5Vgf7/image/1.jpg" />

Освоить миллиарды

В «Стратегии 2020»  определены новые приоритеты дальнейшей работы — создание безопасной среды для жизнедеятельности каждого человека и гражданина, поддержание публичной безопасности и порядка, противодействие преступности, соблюдение прав человека, интегрированное управление границами, качество и доступность услуг, эффективное управление и пр. Ознакомиться с документом можно насайте МВД.

Стратегию совместными усилиями подготовили МВД, Государственная пограничная служба, Национальная полиция, Национальная гвардия, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, Государственная миграционная служба, Консультативная миссия ЕС в Украине (EUAM Ukraine).

 Однако, эксперт группы «Полиция под контролем» Евгений Крапивин в эфире радиостанции Голос Столицы заявил: «У нас министерство вырабатывает государственную политику и координирует деятельность пяти органов — не только полиции, а и Нацгвардии, Пограничной службы, ГСЧС и Миграционной службы. Этот документ понемногу касается всех, но там 70% — это все так полиция. Потому что, видимо, команда, которая его писала, больше фокусировалась именно на реформе полиции».

Директор центра «третий сектор» Андрей Золотарев  напоминает, что согласно проекту госюбюджета-2018, Министерство внутренних дел получит 63 млрд. грн.

 « Главная финансовая смета четко показывает приоритеты в политике. Новый бюджет на 2018-й год попросту фиксирует уже имеющееся положение вещей — Украина превращается в полицейское государство», — заявил  Андрей Золотарев. Он отмечает сокращение социальных обязательств, демонтаж социального государства и наоборот радикальное увеличение власти силовых органов.

«Цель проста — сохранение и удержание власти», — говорит эксперт.

Его мнение разделяют и некоторые парламентарии. Так, глава фракции «Самопомич» Олег Березюк заявляет, что деньги на содержание силовиков власть берет из социальной сферы.

«Минус в первую очередь в медицинской сфере. Сегодня правительство забирает деньги. Это минус 7 млрд. грн., и их забирают у местных бюджетов, которые должны были идти на медицину. Эти деньги должны были бы пойти на экстренную медицинскую помощь, которая фактически умерла. Не хватает средств на зарплаты медицинским работникам. Но эти средства идут на МВД», — цитируют Березюка СМИ.

Критика увеличения финансирования МВД звучала из уст представителей Оппоблока, «Батькивщины»,  Радикальной партии. Главу МВД Арсена Авакова пытались уволить, за то, что при нем  преступность выросла на  30%, а уровень раскрываемости упал до 10%.

Но попытка не удалась. Зато госбюджет 2018 уже приняли в первом чтении. МВД  получит дополнительно 13,5 млрд. гриваен. А на социальную сферу правительство по сравнению с 2017 годом выделит дополнительно  5 миллиардов гривен ( рост с 117 до 122 млрд гривен). Повышение минимальной зарплаты предусмотрено на 200 гривен — с 3500 до 3723 гривен. Прожиточный минимум с 1 января 2018 года правительство планирует установить на уровне 1700 гривен. Хотя в Минсоцполитики ранее определили, что фактический минимальный прожиточный уровень в стране 2980 гривен.

Читайте также по теме