Украинские власти не объявили траур по погибшим в Крыму соотечественникам, отмечают эксперты. Они отмечают, что подобное может повториться на материковой Украине – таким случаям может способствовать большое количество оружия на руках у населения и «атмосфера ненависти и агрессии, подогреваемая политиками».
На учете не состоял
В политехническом колледже в Керчи (Автономная республика Крым) молодой человек атаковал политехнический колледж в Керчи. Он расстреливал всех, кто встречался ему в здании, а затем подорвал бомбу. Погибли два десятка студентов, еще полсотни получили ранения. В нападении подозревают студента-четверокурсника из этого же учебного заведения.
На полуострове объявлен трехдневный траур. Президент Петр Порошенко выразил соболезнования украинцам, которые потеряли детей и близких во время трагических событий.
Блогер Вячеслав Чечило отметил, что в Украине есть множество политиков, которые заявляют, что Крым украинский, что там проживают наши граждане.
«Но когда на полуострове происходят трагические обстоятельства, то хоть у одного из них промелькнула мысль предложить объявить траур в стране, потерявшей 19 детей? Траур! Ничего ведь не стоит — на флаги черные ленточки повязать. Просто сделать то, что сделала бы любая другая страна, в случае трагической гибели такого количества ее граждан», — написал блогер.
Следует отметить, что украинская прокуратура АР Крым возбудила дело по ч. 3 ст. 258 (теракт) Уголовного кодекса Украины, и проверяет все версии, которые обнародованы в средствах массовой информации.
Следственный комитет РФ тотчас после взрыва в колледже тоже завел дело по статье «теракт». Однако когда пострадавших в больнице осмотрели медики, выяснилось, что в подростков стреляли. К вечеру была восстановлена примерная картина событий.
Около полудня отличник-четверокурсник Владислав Росляков, юноша 18-ти лет, зашел в столовую, оставил там свою сумку и вышел. В сумке находилось самодельное взрывное устройство — канистра с горючим, начиненная металлическими обрезками.
Отойдя от дверей столовой, Владислав привел бомбу в действие, достал из свертка ружье, и открыл огонь по проходившим студентам. Поднялась паника. Стрелок поднялся на второй этаж, где отыскал завуча и одного из преподавателей, которые находились в своих кабинетах. Росляков прицельно застрелил их.
Затем он вышел в коридор и открыл огонь по случайным учащимся. При этом он взорвал еще несколько небольших самодельных взрывных устройств. Студент успел убить 18 человек. А когда прибыла полиция, он добрался до библиотеки, где покончил с собой. Около его тела полицейские нашли ружье, несколько патронташей, а также сумку с десятком неиспользованных взрывных устройств.
Позже один человек скончался от ран в больнице, и вместе с застрелившимся Росляковым общее число убитых составило 21 человек. Сейчас в больницах находятся 44 раненных. 12 отпущены лечиться домой. Среди пострадавших имеются тяжелораненые. 11 самых тяжелых пациентов забрали лечить в Москву, семерых – в Краснодар, пятерых – в Симферополь.
По информации СМИ, версию причастности к террористическим группам следователи всерьез не рассматривают. По предварительной версии, молодой человек действовал из личных помыслов – у него были конфликты с преподавателями. Следствие назначило посмертную психиатрическую экспертизу. Ни на каком учете он не состоял, в органы профилактики обращений не было.
Президент Украинской ассоциации профессионалов безопасности Сергей Шабовта отмечает: «Подросток, который совершил данное преступление, со слов учащихся, имел явный психопатический типаж. Был достаточно замкнут, интересовался маньяками. И если говорить конкретно об Украине, то нет никаких оснований считать, что ситуация у нас коренным образом отличается, что здесь нет столь же деструктивных личностей».
В Украине может быть и хуже
Сергей Шабовта констатирует, что что в Украине развивается подростковая преступность. Дескать, эксперты неоднократно говорили о бандформированиях, которые объединяются в группы с целью демонстрации силы.
А политолог Андрей Золотарев отмечает: «Подобные события могут произойти и на остальной территории Украины, поскольку страна наводнена оружием, а атмосфера ненависти и агрессии, подогреваемая нашими политиками, становится питательной средой для такого рода действий».
Отметим, что сегодня у украинцев на руках официально зарегистрировано около 1 млн единиц огнестрельного оружия. По подсчетам «Украинской ассоциации владельцев оружия» (УАВО), граждане ежегодно покупают 70-100 тысяч единиц оружия. А данные полиции могут не совпадать с реальными показателями. По оценкам УАВО, на руках у 1,5 млн. человек может находиться до 2,5 млн. единиц оружия.
В то же время, по данным отечественных экспертов, суммарное количество легального и нелегального оружия у населения составляет около 5 млн. А по данным американской аналитической компании Small Arms Survey, в Украине легального и нелегального оружия у населения – около 4,4 млн единиц. То есть один «ствол» приходится примерно на 10 человек населения.
Отметим, что атаки в учебных учреждениях с применением вооруженного насилия и массовые убийства характерны для США, где существует свободная продажа оружия. Именно США занимают первое место в мире по расстрелам школьников. Имеется даже специальный термин для такого явления- school shooting (стрельба в школе). Это преступление отличается от теракта тем, что умысел часто не конкретизирован, вследствие чего атака выливается в беспорядочную пальбу по человеческим мишеням. Проведенное Секретной службой США всестороннее исследование показало, что нельзя точно выделить определённый тип школьников, склонных к такого рода преступлениям.
В США расстрелы школьников рассматриваются как серьезная общественная проблема. Так, по подсчетам телеканала CNN, американский президент Барак Обама как минимум 15 раз выступал с заявлением относительно насилия с применением огнестрельного оружия за время своего президентства. Администрация Обамы выступала за ограничение продаж, но право владеть оружием закреплено в американской конституции.
Нынешний президент США Дональд Трамп после очередного school shooting в Техасе создал федеральную комиссию по безопасности в школах, которая, по его словам, «ежедневно работает над определением четких путей предотвращения насилия и обеспечения безопасности учащихся в школах».
Сергей Шабовта отмечает, что при этом в США, в отличие от Украины, нет района боевых действий, откуда идет поток оружия (по оценке главного военного прокурора Анатолия Матиоса с фронта на мирную Украины территорию попало как минимум 400 тысяч единиц). Кроме того, благополучная атмосфера в американском обществе отличается от украинской общественно-политической ситуации.
«Наша правоохранительная система даже не пытается давать какие-либо оценки очевидным для многих экспертов тенденциям среди подрастающего поколения, так как именно в подростковой среде формируется особая жестокость, склонность к различным националистическим течениям», — говорит эксперт.