Три месяца протестов в Украине, то утихающих, то возобновляющихся с еще больше силой позволяют сделать предварительный анализ как причин их появления, так и постоянного повышения степени агрессивности обеих сторон конфликта. Такие попытки уже есть и их будет все больше. В основном они касаются политических моментов, что и не удивительно. При этом, социально-экономический фактор оценивается или крайне слабо, или указывается лишь как причина для недовольства народа властью.
В последнее время все больше экспертов оценивают ход протестов как развитие сценарного плана, при этом так называемые «провокации» являются ни чем иным, как элементами разных сценариев. Причем как разыгрываемых властями и оппозицией, так и внешними агентами. Анализируя постоянное подталкивание протестующих к переходу от мирных протестов к противоправным действиям, председатель Наблюдательного совета Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин говорит в том, что различные силы искусственно провоцируют украинцев на стрельбу в друг друга и ведут активную информационную кампанию в поддержку именно радикального сценария вплоть до обращений к владельцам оружия с призывами выходить на Майдан с огнестрелом в руках. А директор военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский во время пресс-конференции в информационном агентстве ГолосUA прямо заявил, что сегодняшние действия власти – это продуманный сценарий, подготовленный заранее.
«Все, что сейчас делается, похоже на сценарий. Наше правительство проявляет полную неспособность (а может даже и нежелание) работать в условиях гражданского общества и нынешней экономики. Они бы и рады работать. Но не умеют. И поэтому проявляют любые инициативы, вплоть до глупых»,- считает он.
Скорее всего, эксперты правы. Причем, каждый по-своему. Потому, несмотря на очевидную неспособность контролировать Майдан, его используют все кому не лень. Очевидно, что к развитию протестного движения власть готовилась давно. Именно так можно расценить оговорки, описанные в условиях получения Украиной кредита от России.
«Форбс-Украина» в разделе «Риски» один из них описывает так: «Украинское правительство не сможет удержать политический консенсус, что может привести к политической нестабильности».
Дальше условие, при котором Украина… не отдаст взятые деньги: «Эффект от продолжения протестов и других проявлений недовольства, вызванных действиями правительства, а также от реакции правительства на них, неясен. Протесты и реакция правительства могут вызвать, среди прочего, все более негативное отношение со стороны западных правительств, организации и бизнеса… Если политическая нестабильность продолжится или возрастет, она может… оказать значительное негативное влияние на способность Украины выполнять обязательства по данным облигациям».
То есть, изначально к развитию протестов власть была готова. А если вспомнить о том, что с самого начала евромайдана украинские политики и чиновники делали массу заявлений о том, что судьба ассоциации с ЕС зависит от того, предоставит ли Европа Украине кредит (размер колебался от нескольких миллиардов до нескольких десятков миллиардов евро), то само существование Майдана оказывается полезным для решения и этой задачи. Эскалация протестов показывает, с одной стороны, России реальную угрозу невозврата денег, а с другой – пугает европейцев возможного гражданской войной на ее границах. Авось первые испугаются и пролонгируют кредит, а вторые — дадут денег под условием «лишь бы не было войны».
Подобный сценарий мог бы и сработать, если бы в Москве и Брюсселе не понимали, что происходит. Но и для РФ, и для ЕС война на их границах не нужна, а уверенности в том, что при дальнейшей эскалации конфликта власть сможет удержать ситуацию, у них нет. Поэтому, скорее всего, ни копейки денег больше Украине не дадут, потому как эти средства могут пойти на финансирование конфликта.
Но международное сообщество видит проблему не только в действиях власти, но и оппозиции. Уже и США выступили с осуждением действий с обоих сторон. Призывы к диалогу звучат уже со всех континентов. Услышат ли их?…