Димитрий Бабич
07:04 17/11/2015

Сценаристы Апокалипсиса: Кому на руку теракты в Париже?

Серия террористических актов во французской столице в ночь на 14-е ноября и последующие за ней события фактически отодвинули на второй план все мало-мальски значимые международные новости. Сегодня предметом для обсуждения на самых различных уровнях стали массовые аресты в Бельгии, закрытие внутренних границ Германии, Нидерландов и Швеции, введение жесткого паспортного контроля в Испании и Италии и, наконец, отказ Польши, Венгрии и Хорватии в приеме арабских беженцев. Но главными вопросами, которыми на данный момент задаются аналитики, являются, «Кто именно извлечет максимальную пользу из парижской трагедии», и «Извлечет ли из нее урок сам Париж?».

Выступая на саммите G20 в турецкой Анталье, президент США Барак Обама охарактеризовал произошедшее в столице Франции, как «всеобщую трагедию». «Фанатики и мракобесы объявили нам тотальную войну, — несколько патетически заявил он. – Мы покажем им свою силу и докажем, что способны уничтожить их на корню». Нет никаких сомнений, что угроза была адресована группировке «Исламское государство Ирака и Леванты» (ИГИЛ), которая и взяла на себя ответственность за взрывы, захват заложников и расстрел мирных жителей в Париже в минувшую субботу (тогда погибли 129 человек и еще 350 получили ранения). Некое замешательство у экспертов вызвало упомянутое Обамой местоимение «мы». На первый взгляд, все просто: глава американского государства имел в виду антитеррористическую коалицию, которая вот уже как полтора года методично бомбит позиции ИГИЛ в Ираке, Сирии, Ливии и Йемене. Дескать, коалиция усилит свое военное присутствие в регионе и разработает ряд стратегических операций по нападению на основные базы исламистов. Но вот ведь в чем дело: пресловутые бомбардировки на данный момент проводят исключительно Соединенные Штаты (вчерашняя «ответная» атака ВВС Франции на контролируемую «Исламским государством часть Сирии не в счет) – итальянские и испанские военные самолеты в воздух в регионе поднимаются крайне редко.

И далее – по тексту: американский Госсекретарь Джон Керри в своих лучших недипломатических традициях намекнул, что для коалиции (читайте – США) является делом чести уничтожить ИГИЛ, и, если это будет нужно, Вашингтон готов рассмотреть возможность проведения наземной операции в Сирии. Очень напоминает обстановку, сложившуюся после 11 сентября 2001-го, когда Америка в одностороннем порядке начала бомбить Афганистан, а через два года – совершила интервенцию в Ирак. «Возможно, для того же Вашингтона уничтожение руководства ИГИЛ действительно является делом чести, — сказал в комментарии ГолосUAарабский политолог Хасан аль-Дами. – По некоторым данным, часть группировки создавалась из разрозненных подразделений сирийской оппозиции, представители которой были обучены и вооружены ЦРУ и Пентагоном. Нет ничего удивительного в том, что США желают исправить свою ошибку, или, вернее, брак в работе». В то же время аль-Дами считает, что под прикрытием мести за парижскую трагедию американцы планируют войти в Сирию и ликвидировать режим Башара Асада.

А вот здесь интересы Вашингтона непосредственно сталкиваются с интересами Российской Федерации. Сразу же после событий в Париже президент РФ Владимир Путин призвал цивилизованное сообщество (а это уже больше, чем антитеррористическая коалиция) объединиться для нанесения «сокрушительного удара по экстремизму». Оправдывая присутствие ВВС РФ в Сирии, Путин не исключил возможности, со своей стороны, проведения наземной операции в САР. На Западе в этой связи то ли с иронией, то ли с сарказмом подчеркнули, что в контексте борьбы «цивилизованного сообщества с мировым экстремизмом» вопрос осуждения России из-за ее позиции на Донбассе «отпадает сам собой».

По всей видимости, довольно оригинальным образом сложившейся ситуацией воспользуется Великобритания. Перед угрозой потенциальных терактов власти Туманного Альбиона могут инициировать референдум о выходе страны из Европейского Союза. Это, по меньшей мере, повлечет за собой изменение собственного миграционного законодательства (сейчас оно согласовывается с Брюсселем). Таким образом, Британия может выслать за свои пределы около миллиона мигрантов – как нелегалов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, так и внутренних переселенцев – выходцев из государств Восточной Европы (главным образом, Румынии).

Кстати, эту идею вполне поддержат европейские крайне правые. Так, накануне Национал-демократическая партия Германии выступила с требованием к местным властям изгнать из страны всех нелегалов и пересмотреть правила предоставления гражданства выходцам из мусульманских государств. «То, что произошло в Париже, может произойти и в Берлине. Чужаки несут опасность!», — говорится в распространяемых в немецких городах листовках. Следует особенно заметить, что подписаться под подобным утверждением могут националисты в Италии, Испании, Португалии и Греции. Любопытно, что в самой Франции рейтинги правой партии «Национальный фронт», возглавляемой Марин Ле Пен сегодня растут в геометрической прогрессии.

«Конечно, однозначно говорить о том, что трагедия в Париже кому-то выгодна в цивилизованном мире, явно не стоит, — отметил в комментарии ГолосUAбельгийский эксперт Клаус Хофф. – Но в том, что ее последствия сыграют на руку определенным политическим и даже государственным силам, нет никакого сомнения. Как бы там ни было, апокалиптический сценарий борьбы с террористами еще не дописан».

Читайте также по теме