Власти последовательно закручивают гайки в системе жилищных субсидий. Одно из подтверждений тому – введение весной дополнительных правил назначения помощи. По ним в субсидии откажут, если у заявителя больше 2 квартир или депозит с суммой свыше 100 тыс. гривен. Отказ также ждет того, кто совершил покупку-продажу валюты и банковских металлов в течение года на сумму свыше 50 тыс. гривен.
Кроме того, право на субсидию потеряли лица:
— декларирующие отсутствие дохода, однако находились за границей более 60 дней;
— не вернувшие в бюджет незаконно полученную субсидию за предыдущий период;
— владеющие 2 и более авто возрастом до 15 лет с даты;
— не имеющие доходов и при этом нигде не учатся, не работали, не имели статуса безработного.
Ко всему прочему, власти упразднили специальные комиссии на местах, которые в отдельных случаях разбирали дела по субсидиям. Теперь вопросы жилищных пособий решают исключительно органы социальной защиты.
Из-за нововведений каждому шестому получателю субсидий весной-летом пришлось подтверждать свой статус через повторную подачу документов в центрах социальной защиты. И пройти т.н. «тест на бедность» удалось не всем.
Этот «тест» имеет строгие критерии, и, помимо упомянутых новых пунктов, «отсекает» от субсидий владельцев авто возрастом до 5 лет, собственников квартиры площадью свыше 130 кв. м, а также семьи, которые в течение года единовременно совершили покупку товара на 50 тыс. гривен.
На жилищную помощь также не могут рассчитывать семьи с коммунальными долгами и лица с задолженностью по алиментам.
Наряду с этими властями внедрена трехэтапная верификация, чтобы обнаруживать недобросовестных субсидиантов, скрывающих свои доходы.
Также до отопительного сезона чиновники отменили «карантинные» социальные нормы потребления жилищно-коммунальных услуг, которые действовали с прошлого года. Они были введены из соображений того, что люди, сидя дома, больше потребляют энергоресурсов.
Теперь чиновники считают это решение ошибочным. По их подсчетам, отмена данного правила на 50-250 гривен уменьшит размер субсидии. В свою очередь в министерстве социальной политики прогнозируют, что средний размер субсидии в этом отопительном сезоне составит около 1900-2000 гривен на семью.
При этом при расчете субсидий, как и прежде, будут учитываться доходы граждан за два квартала, а для пенсионеров — один месяц.
По данным профильного ведомства, субсидии на начало отопительного сезона уже оформили более 2,5 млн украинских семей, что на 500 тыс. домохозяйств меньше, чем в прошлом году. Это, как говорилось выше, произошло за счет ужесточенных правил и проверок, а также частично из-за роста минимальной зарплаты.
Со слов эксперта по социальным вопросам Андрея Павловского, чиновники расценивают субсидии как бремя для госбюджета, поэтому делается все возможное, чтобы расходы уменьшились. Он напомнил, что в конце 2017 году субсидии получали 7 млн домохозяйств.
Как бы то ни было, несмотря на сокращение получателей помощи, средств на всех не хватает.
Ранее Верховная Рада проголосовала за изменения в госбюджет-2021, увеличив финансирование субсидий на 12 млрд гривен. Таким образом, общая «смета» жилищных пособий на текущий год выросла до 47,2 млрд гривен.
«Хватит ли 12 млрд гривен станет известно позже. Сейчас тяжело спрогнозировать, какими будут тарифы на отопление в регионах. Если они будут заоблачными, то это спровоцирует скачок обращений за субсидиями. Поэтому вполне возможно, что выделяемая сумма некорректная. Она сделана на основе динамики, которая была до отопительного сезона», – рассуждает директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко.
Действительно, из-за ситуации с газом регионы находятся в сложном положении в вопросе теплоснабжения. Сегодня цена тысячи кубометров «рыночного» газа перевалила за 30 тыс. гривен. Это небывалый исторический максимум. И если «Нафтогаз» для нужд населения предлагает теплокоммунэнерго (ТКЭ) газ по 7,4 гривны за кубометр (что все равно выше, чем в прошлый сезон), то с бюджетными организациями все иначе. Для них остается газ по рыночным ценам, а они неподъемные для регионов. Такое положение вещей может обрушить систему, и тогда коллапс затронет всех без исключения потребителей.
Кризис должен предотвратить меморандум о взаимопонимании, подписанный в сентябре Кабинетом министров, НАК «Нафтогаз Украины» и Ассоциацией городов Украины, которая приставляет регионы. В нем для бюджетных организаций, включая больницы и детсады, была зафиксирована цена на уровне 13,6 гривен за кубометр (без НДС и стоимости транспортировки и распределения).
Кроме того, было согласовано, что в 2022 году для преодоления последствий рекордного роста цен на газ государство передаст в местные бюджеты налог на доходы физлиц в размере 4% – это не менее 11 млрд гривен. Также местным бюджетам на 2022 год оставят 13,44% от акциза с топлива.
Также стороны договорились о реструктуризации 30 млрд гривен долгов государства перед ТКЭ и местными бюджетами. Как будет работать механизм и удастся ли избежать взрывного роста тарифов покажет время. А пока на субсидии на следующий год правительство закладывает 38,4 млрд гривен, против 47,2 млрд гривен в нынешнем.
Как говорит глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко, этих денег не хватит, ведь чиновники на 2022 год прогнозирует увеличение числа субсидиантов.
«47,2 млрд гривен на субсидии для 2,6-2,7 млн домохозяйств на этот год. Говорить о следующем году не приходится. Денег явно не будет хватать. В презентации Кабинета министров на 2022 год указываются прогнозные 4,6 млн получателей субсидий. Получается на текущие 2,6 семей нужно 47,2 млрд, а в 2022 году на 4,6 млн — 38,4 млрд», – рассуждает он.
«Для субсидий нам надо 77 млрд гривен заложить на следующий год. Часть денег компенсируется, потому что будет рост минимальной зарплаты. Но у нас все равно не хватает около 40 млрд гривен. Их просто не хватает», – отметил Олег Попенко.