Судьба курса гривны определяется за пределами Украины

Чем ближе осень, тем больше многих беспокоит вопрос: что будет с курсом гривны в ближайшее время. И совсем не потому, что украинцы все поголовно играют на биржевых рынках и являются профессиональными финансистами. Причина намного более прозаическая – Украина не обеспечивает себя практически ни одним видом товаров массового потребления. Рынок промышленных товаров более, чем на 70-80% состоит из импорта.
Любые курсовые колебания тут же отражаются на возможности большинства населения приобрести самые необходимые (и не только) товары. Особенно это актуально сейчас, когда собственное промышленное производство в Украине падает и зарплаты растут исключительно в отчетах государственной статистики.
Обычно рассуждая о курсе гривны, большинство экспертов опирается в своих прогнозах исключительно на попытку предсказать действия отечественных чиновников и политиков. Однако все они обладают одним существенным недостатком, основанным на том, что в значительной мере курс гривны на данный момент определяется за пределами Украины и зависит от ее кредиторов, точнее от того, насколько им будет выгодно удерживать или ослаблять этот курс.
По мнению Олега Устенко, исполнительного директора Фонда Блейзера в Украине, при текущем состоянии и структуре внешнего долга и золотовалютных резервов, в равной степени и удержание «крепкой» гривны, и ее сильная девальвация кредиторам Украины невыгодны. Так как в случае переоцененной гривны украинский экспорт становится все менее конкурентно способным на мировом рынке, что приводит к падению производства, росту безработицу и ухудшению перспектив возврата долгов украинской стороной, поскольку и экспортеры, и импортер не могут выполнить взятые на себя обязательства, причем по одной и той же причине – сокращения прибыльности в результате падения объемов продаж. Только у экспортеров – из-за высокой цены, а у импортеров – за счет низкой покупательной способности населения внутри страны. Резкая же девальвация также приведет к сокращению спроса и невозможности купить валюту внутри страны для расчетов по внешним долгам. Что также невыгодно кредиторам. Поэтому, скорее всего, до конца года может ожидаться плавная девальвация гривны – на 5-10%. Если же курс будет и дальше удерживать искусственно, то не исключено, что в 2014-2015 годах Украину ждет повторение ситуации если не 2008 года, то по крайней мере 1998. Причем с намного более худшими перспективами выхода из очередной кризисной ямы. Поскольку долгов у Украины сейчас значительно больше, а объем золотовалютных резервов в полтора раза меньше, чем на середину 2008 года.
Напомню, что валовый внешний долг Украины
color="#0000ff">составляет $136,277. В него входят: госдолг — $27,495, долги банков — $21,878, долги корпораций — $74,032 (краткострочные — $29,681, долгосорочные — $44,351). Объем золотовалютных резервов НБУ — $23,245 (из них, собсвтенно валюты – $5,068 млрд). В течение года Украина должна погасить $8,519 млрд валютного долга. Это на $3,5 млрд больше, чем у нее есть «живых» денег. То есть шансов рассчитаться с долгами вовремя без привлечения дополнительных средств у Украины нет. Остается надеяться на пролонгацию существующих кредитов или перекредитование. Можно, конечно, и на рост экспорта. Но вот только откуда ему взяться-то?

Читайте также по теме