Петр Кравец
06:00 05/05/2016

Судьба Оппозиционного блока: за шаг до раскола?

Перспектива выборов на Донбассе, озвученная «хозяевами» Украины, мгновенно спровоцировала полураспад Оппозиционного блока, который и так держался «на живой нитке». Собственно говоря, Оппоблок унаследовал все проблемы, которые были и в партии Регионов: конфликт старых и новых «донецких», противостояние между различными группами влияния, борьба с экс-главой АП Януковича Сергеем Левочкиным.

О том, что ОБ раздирают противоречия, можно было догадаться по голосованиям «единой» фракции в парламенте. Все помнят, как прокатили отставку Яценюка в феврале: именно ОБ не дал голосов президентской команде, рассчитывавшей снести «премьера-камикадзе» и еще три месяца Арсений Петрович делал Банковой нервы. Впрочем, были и другие, «поддерживающие» позицию БПП голосования: оппозиционеры не раз выручали гаранта, подбрасывая голоса за стратегические законы, например, за безвизовый пакет или за конституционные изменения в плане децентрализации.

Но «вехой» в изменении отношений Президента и Оппоблока можно считать конфликт на телеканале «Интер», связанный с уходом Евгения Киселева. Мало кто знает, что сняли бессменного шоумена, 7 лет проработавшего на канале, по звонку из АП: на Интере слишком увлеклись смакованием панамского скандала, связанного с оффшорными счетами Президента Порошенко.

Потом противостояние начало нарастать как снежный ком: Нацсовет по телевидению организовал тотальную проверку ТРК «Украина» за «сепаратистский сериал». Провальной оказалась и борьба Оппоблока за снижение тарифов: громкие призывы к власти снизить тарифы и «разоблачения» схем, благодаря которым украинцев грабят через коммунальные платежки, закончились пшиком. После того, как новый глава Кабмина Гройсман анонсировал повышение в два раза с 1 мая цен на тепло и воду, оппозиционеры заткнулись. Ни митингов протеста, свойственных в таких случаях реальной оппозиции, ни какого-то «тарифного», коммунального или иного майдана, который бы показал, что ОБ действительно интересны проблемы избирателей, а не проблемы Ахметова, Бойко и Колесникова. Кроме того, посол США в Украине Паетт горячо одобрил рост тарифов, а возражать «западным партнерам» квазиоппозиционеры не смеют. Не секрет, что ОБ всегда являлся запасным аэродром ребят с берегов Потомака, именно поэтому у партии Левочкина-Фирташа-Бойко и был иммунитет от нападок нацистов-радикалов. Никого из них не посмели тронуть бойцы «Азова» или правосеки, никого из оппозиционеров не люстрировали и не забрали бизнес пришедшие к власти. Например, сразу после «революции гідности» начались в прямом смысле гонения на Компартию, недавно запретили символику социалистов, а вот Оппоблок относится к касте неприкасаемых. И власти удобно иметь ручную оппозицию, по крайней мере, в глазах Запада можно выглядеть демократами и европейцами. Такая позиция позволила ОБ чувствовать себя максимально комфортно. Оставшись единственными антагонистами власти на оппозиционном поле, они собирают довольно высокие рейтинги от тех, кто недоволен нынешней ситуацией в политике и экономике и при этом не делают лишних телодвижений.

Впрочем, ОБ никогда не были сильны в протестном движении: деньги любят тишину, а Оппоблок объединил богатых людей. Тот же Ахметов по прежнему возглавляет десятку украинских олигархов, хотя и похудел на несколько миллиардов. А вот идеологию ОБ по-прежнему диктует Сергей Левочкин. По некоторым сведениям, Пол Менафорт, ранее работавший с группой Левочкина, «отошел от дел» и лишь изредка дает советы бывшим «кормильцам». Возможно, это тоже одна из причин коррозии в оппозиционном лагере, поскольку бывшая партия власти прислушивалась то к галичанам, то к американцам, то к европейцам, боясь выбрать идеолога из собственных рядов.

В Оппозиционном блоке есть «группа Колесникова» и «группа Левочкина». Борис Колесников и так называемые «стародонецкие» более радикальны, так как их избиратели находятся на Востоке Украины, и они готовятся к выборам на Донбассе на неконтролируемых территориях. Они привлекают тех представителей «Партии регионов», которые очень не лояльны к нынешней власти», — рассказал политолог Карасев.

В то же время, эксперт уточнил, что группа Левочкина имеет более осторожную позицию. «У него были неплохие контакты с нынешним Президентом. А во-вторых, у экс-главы АП нет избирателя на Донбассе, и соответственно у него нет нужды в радикальных заявлениях», — констатировал Карасев.

Собственно говоря, надвигающиеся выборы на Востоке Украины, вынудят оппозиционеров перессориться не хуже майданных политиков. Несложно заметить, что противоречия активизировались сразу после визита помощника Госсекретаря Госдепа Виктории Нуланд в Украине, которая озвучила ультиматум США: выборы на Донбассе, амнистия «боевиков», автономный статус ЛДНР и глубокая децентрализация, переходящая местами в федерализацию. Это означает, что американский проект оппоблока ставится «на стоп», американцам больше не нужно иметь запасной козырь в рукаве, чтобы «давить» на Порошенко. Администрации Обамы нужно без потерь дожить до собственных выборов президента в ноябре 2016-го и «выйти из игры», они не заинтересованы в пролонгации конфликта на Донбассе и теперь «остужают» горячие головы в своей колонии. Ранее мы видели, что у Оппозиционного блока не было желания выносить внутренние противоречия на публику. Но активизация вопроса имплементации Минских соглашений и выборов все поменяли.

Внутри парламентской фракции Оппозиционный блок возможен конфликт из-за того, что внутренние группы депутатов ориентируется на разных олигархов. Такую точку зрения высказал политолог Алексей Якубин.

«Большинство парламентских фракций, и Оппозиционный блок не исключение, состоят из маленьких групп, которые имеют разные интересы. То есть и внутри «ОБ» имеются группы, связанные с олигархами: Левочкиным-Фирташем, и есть люди, которые ориентированы на Рената Ахметова и Бориса Колесникова. И не всегда их интересы совпадают – экономические вопросы относительно сотрудничества с властью и политика, которая требует наращивать протестный потенциал и использовать раздражающую корпорацию «Рошен» риторику, вызывают центробежные тенденции в ОБ. «Мы видим, что внутри Оппозиционного блока назревают некоторые конфликты. Другое дело, перерастут ли эти конфликты в раскол. И превратится ли «ОБ» в две новые фракции или во что-то другое. Но публичный скандал точно возможен», — резюмировал А. Якубин.

Разные взгляды внутри Оппозиционного блока в отношении сотрудничества с нынешней властью могут «разбить» эту политическую силу на три отдельных структуры.

Первая из них — это группа Левочкина-Бойко. Она ориентирована на сотрудничество с Банковой, по команде из АП «дирижируются» новости на «Интере» и убираются неугодные ведущие ток-шоу. Кроме того, г-н Фирташ снова получил доступ к «титановым месторождениям», в том числе и в Крыму, и постепенно отходит от украинской политики. Сейчас Левочкин раскручивает «непроходимого» Юрия Бойко в качестве публичного лидера, однако успех маловероятен: бывший министр ТЭК, специалист по газовым переговорам с Россией никогда не вызывал симпатии избирателей, сколько бы денег не вбрасывал миллионер Бойко в свои политические проекты, их рейтинг не превышал планки социологической погрешности. Тем не менее, другой фигуры у Левочкина в запасе нет, и его команда будет держаться в нише умеренной оппозиции. Там же пойдет в рост и «законсервированная» два года назад «Партия развития Украины». Эта команда больше заинтересована в парламентских досрочных выборах, нежели в электоральной кампании на Донбассе. Там Левочкина и Бойко не воспримут, считая их квазиоппозиционерами, предателями и спонсорами Евромайдана, приведшего к гражданской войне. А вот досрочные перевыборы Рады позволят этой части ОБ набрать высокий балл, уже сейчас рейтинги оппозиции превышают 15%, а Юрий Бойко вошел в тройку лидеров, наравне с Порошенко и Тимошенко. Если бы президентские выборы состоялись в ближайшее время, то представитель ОБ вполне мог бы конкурировать с « любыми друзями» и выиграть. Поэтому группа Сергея Владимировича сейчас раскручивает маховик внеплановой парламентской кампании, что видно по социологическим вбросам, формирующим общественное мнение. При таких раскладах, оппозиция СВ без труда получит большинство в новой Раде и сформирует свой Кабмин, который, по давней задумке, возглавит Сергей Владимирович Левочкин. Собственно говоря, это и было главной целью Майдана, инспирированного помощниками Януковича. Предполагалось всего лишь «напугать» Федоровича народными протестами и на этой волне заставить сменить премьера Азарова и главу МВД Захарченко. Но что-то пошло не так… Тем не менее, от своей цели экс-глава АП и его союзники не отказываются и будут к ней идти.

Вот тут и возникнут противостояния с группой Ахметова- Колесникова, более радикальной и имеющей сильную поддержку Донбасса, куда «донецкий олигарх» два года подряд направляет гуманитарные конвои, поддерживает остатки промышленности и платит зарплаты шахтерам и металлургам. Мэрская победа в Кривом роге, где Вилкул в затяжном бою обставил партии Майдана, придала импульс «теневому правительству» Колесникова и повысила шансы этой группы в промышленных регионах Украины: от Запорожья до Николаева. Без преувеличения, перевыборы в металлургическом центре стали самой лучшей рекламой радикальной части ОБ. Теперь они наращивают обороты, а эмиссары Колесникова ездят по центральной и восточной Украине, мобилизуя сторонников из числа бывших регионалов и разочаровавшихся в политике Майдана. На первый план выходят лидеры этой команды: Елена Бондаренко, Елена Лукаш, Ирина Бережная, которые ведут публичную войну с действующей властью, разбивая в пух и прах все ее гомофобные инициативы и реформы. Ирина Бережная и последовательно отстаивает в европейских инстанциях интересы жителей восточных регионов, лишенных социальной помощи, Лукаш обеспечивает юридическую поддержку команды, а Бондаренко — опытный информационный боец, стоящий сразу трех Савиков Шустеров.  Сам Колесников уже сегодня выступил с основной "фишкой" предвыборной компании: новая Конституция и децентрализация.

Украина не сможет обойтись без децентрализации и новой Конституции. Об этом заявил премьер-министр Оппозиционного правительства Борис Колесников в эфире телеканала "112".

"Я считаю, что любой особый статус – это только шаг к децентрализации страны, это шаг к миру. В конце концов, без новой Конституции, которая бы учитывала интересы всех 25 регионов Украины как равноправных субъектов государства дальше двигаться нельзя", – сказал политик.

Колесников напомнил, что действующая Конституция принималась в 1996 году в обстоятельствах, которые сложились в стране именно на тот период. "Прошло 20 лет и сегодня нужно внести серьезные коррективы. Потому что, если законы не работают, какой толк от того, что они есть?", – добавил премьер-министр Оппозиционного правительства. В общем, Колесников озвучил то, что хочет слышать не только Донбасс, но и большая часть страны, уставшая от реформ и постмайданных экспериментов

Неудивительно, что две части ОБ при таком различии в подходах не смогут в скором времени ужиться вместе и каждый пойдет своей дорогой. Так, по мнению Руслана Бортника, с вероятностью в 60% имеется риск раскола Оппозиционного блока на «две или даже три структуры».

«Скорее всего, эта политическая сила так и закончит. Часть попытается играть на интересах электората Востока, Юга, Донбасса и займет радикальную и непримиримую нишу в отношении к Президенту. А вторая часть займет среднюю позицию», — резюмировал политолог. Такую же точку зрения поддерживает и глава “Социального барометра” Виктор Небоженко.

«В любой оппозиции, потерявшей власть, стоит вопрос – радикально возвращать ее, или сотрудничать с теми, кто сейчас занимает высокие посты. Эта проблема возникла и в Оппозиционном блоке. Сотрудничать ли с Петром Порошенко и получать какие-то преференции, но при этом потерять электорат и политическую перспективу, или держаться из последних сил, защищая свой электорат? Этот конфликт был всегда. Тем более, в нашем случае это связанно с разборками вокруг телеканала «Интер». Останется он у одного из участников Оппозиционного блока, или у него появятся новые хозяева», — подчеркнул Небоженко. Правда, эксперт сомневается в расколе ОБ: по его словам, разругаться оппозиционерам не позволят в России, которая также имеет влияние на данную политическую силу. В общем, Оппоблок оказался в очередной раз между молотом и наковальней, делая выбор между бизнесом и рейтингами, сохранение единства обходится оппозиционерам все дороже. Кроме того, на Банковой тоже не дремлют и готовят новые партийные проекты: раскручивают Аграрную партию, где заправлять всем будет Роман Бессмертный и вкладывают средства в пиар Союза Левых сил Волги, так что ОБ придется сражаться за успех сразу на нескольких фронтах, отбиваясь не только от «наездов» власти и партий Майдана, но и конкурируя с новосозданными проектами, внедряемыми на поле, где два года подряд безраздельно царствовал Оппоблок.

Читайте также по теме