Попытка массового увольнения судей, по экспертному мнению, обернется обжалованием в ЕСПЧ и компенсациями…
Из-за Петренко и Луценко?
В четверг, 29 сентября, Верховная Рада провела внеочередное заседание. Его созвали по просьбе Президента Петра Порошенко, чтобы уволить 33 судей различных судов .
«Следует уволить за нарушение присяги всех судей, в отношении которых внесено представление Высшим советом юстиции, в том числе причастных к незаконным арестам майдановцев», — сказано в президентском заявлении.
Петр Порошенко подчеркнул, что «нельзя допустить, чтобы эти судьи и дальше осуществляли правосудие от имени Украины».
Примечательно, что в ходе судебной реформы фактически все уровни судов реорганизуют, изменится порядок назначения и увольнения судей, а их неприкосновенность ограничат.
Так, к примеру, назначать и переводить судей будет по-прежнему Президент по представлению нового органа – Высшего совета правосудия (ВСП), который заменит нынешний Высший совет юстиции (ВСЮ). А парламент из этой цепочки и вовсе уберут. Несмотря на эти изменения, Президент опасается, что если судей не уволить, это «негативно скажется на функционировании судебной системы и проведении судебной реформы». Чего же опасается глава государства?
Дело в том, что Высший совет правосудия, проект закона о котором Президент подал в Верховную Раду 23 сентября, еще не создан. А именно ему в ходе реформы должны быть предоставлены полномочия по принятию окончательного решения об освобождении судьи от должности, предоставление согласия на задержание судьи или содержание под стражей или арестом, принятие решения о временном отстранении судьи от правосудия и т.п.
ВСП предстоит создать путем реформирования ВСЮ. Причем у главы государства и парламента есть квота — они назначают по два члена Высшего совета правосудия. Десять членов избирает съезд судей Украины, по два члена выбирают Съезд адвокатов Украины, Всеукраинская конференция прокуроров, Съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений. Председатель Верховного суда входит в состав ВСП по должности. Таким образом, предстоит назначить 21 члена нового органа, зарплаты которому будут начисляться с 1 января 2017 года.
Эксперты прогнозируют трудности в управлении новым органом, ведь еще только предстоит провести Съезд судей, Всеукраинскую конференцию прокуроров, Съезд представителей юридических вузов, Съезд адвокатов . А тем временем, с 30 сентября из состава Высшего совета юстиции, который реорганизуется в ВСП, выходят министр юстиции Павел Петренко и генпрокурор Юрий Луценко. И они не смогут принимать участия в кадровых решениях ВСЮ.
На что напоролись…
«Порядок формирования содержит не только риск расбалансирования работы ВСП, но и возможность полной остановки его работы. Такой прецедент уже был в 2014-2015 годах, когда из-за отсутствия кворума Высший совет юстиции не принимал решений», — отмечет опальный член Высшего совета юстиции Павел Гречковский.
А старший научный сотрудник Института государства и права Николай Сирый напоминает, что этот орган будет принимать окончательные решения.
«ВСП будет принимать по существу окончательные решения и по назначению, и об увольнении. Кроме того, у него будет дополнительное право временно отстранить судью от должности. Этот орган будет принимать решение о переводе судей из одного суда в другой, рассматривать вопрос о возможности задержания и заключения под стражу судьи, подозреваемого в совершении преступления. Правда, Конституция предусматривает переходный период в два года. То есть, ближайшие два года данные функции не будет действовать. Сам Президент будет принимать решение по этому поводу», — отмечает эксперт.
Почему же Президент настаивал на увольнении судей Верховной Радой, которая, согласно новому законодательству, с 30 сентября теряет такие полномочия? Ответ прост — затея с увольнениями может не пройти. Экс-министр юстиции Елена Лукаш заявляет, что уволенные судьи могут добиться восстановления и выплаты компенсации.
«Уволенные судьи выиграют и украинские суды, и иски в Европейском суде по правам человека. Компенсировать будут украинские налогоплательщики», — отмечает она.
Напомним, в декабре 2014 года Верховной Раде пришлось отменять постановление об увольнении судьи Верховного Суда Александра Волкова.Европейский суд по правам человека обязал Украину восстановить А. Волкова в должности судьи. Кроме того, ЕСПЧ обязал оплатить А. Волкову 6 тыс. евро компенсации морального вреда и 12 тыс. евро – компенсации расходов.
А. Волкова уволили за «нарушение присяги». А ЕСПЧ постановил, что решение органами власти Украины вопроса об увольнении этого судьи было принято с нарушением таких основополагающих конвенционных принципов как: «независимый и объективный суд; правовая определенность; рассмотрение дела судом, установленным законом» .
Этот факт признан не единичным случаем и он может рассматриваться как угроза независимости судебной власти в целом.
Теперь, по словам Елекны Лукаш, «народные депутаты сознательно нарушают и права судей и законы».
Порядок рассмотрения вопросов о увольнении судей предусмотрен ст. 216-1 Регламента Верховной Рады. Присутствие судьи является обязательным. Такому судье должно быть сообщено о рассмотрении вопроса о его увольнении не позднее, чем за три дня до проведения заседания Верховной Рады. Но эти нормы соблюдены не были.
Напомним, Президент обратился к Председателю Верховной Рады с просьбой организовать внеочередное заседание 27 сентября, о чем сообщил у себя на странице в соцсети. А 29 сентября Андрей Парубий провел заседание.