Похоже, в процессе по делу Юлии Тимошенко решили идти по принципу «чем дальше в лес, тем больше дров»….Причем «дрова» отчаянно ломают как со стороны «самого справедливого» суда, так и подсудимой. Так, во вторник экс-премьер в очередной раз отказалась от услуг своих адвокатов Николая Сирого и Александра Плахотнюка. Судья Родион Киреев удовлетворил ее заявление, однако при этом отказался предоставить ей время для поиска новых адвокатов, что вызвало недоумение, и прежде всего в судейском корпусе.
Первое, что бросалось в глаза перед началом заседания во вторник — это значительное количество сотрудников из спецподразделения «Грифон». Впрочем, к усиленной охране здесь уже привыкли, ведь чуть ли не каждое заседание по решению Родиона Киреева из зала выводят кого-то из «нарушителей» порядка. Судебный процесс начался с зачитывания заявлений, поступивших в канцелярию суда. Одним из них Юлия Тимошенко поставила суд в известность, что отказывается от услуг своих защитников Николая Сирого и Александра Плахотнюка. Это решение она объяснила тем, что председательствующий на процессе предоставил им недостаточно времени для ознакомления с материалами дела, выделив на изучение 5 тыс. страниц трое суток.
В свою очередь, адвокаты Юлии Тимошенко также подали заявления о расторжении договора со своей подзащитной на том основании, что судья не предоставил им возможности подготовиться к участию в процессе.
Таким образом, за месяц процесса, который, как известно, начался 24 июня, Юлия Тимошенко лишилась уже четверых защитников. Как известно, ранее она отказалась от услуг адвоката Николая Титаренко, объяснив, что ему тоже не были созданы условия для должного ознакомления с делом. А через некоторое время, Родион Киреев отстранил от участия в рассмотрении дела защитника экс-премьера, народного депутата Сергея Власенко «за нарушение порядка на судебном заседании».
«Я полностью лишена возможности защищаться. Я считаю, что это спланировано и целенаправленно. Наш отказ – это форма протеста», — возмущалась Юлия Тимошенко
Стоит согласиться, что ознакомиться с делом за три дня невозможно. Но, отказ от защиты Тимошенко можно также назвать и тактическим ходом. Скорее всего у экс–премьер-министра рассчитывали, что судья не будет вызывать свидетелей обвинения, которые должны были давать показания в этот день, в отсутствие адвокатов. Эта вынужденная пауза, по расчетам соратников Юлии Тимошенко, должна была дать возможность заново пригласить защиту и попросить новый срок для ознакомления.
Однако расчет бютовцев не оправдался. После совещания с самим собой Родион Киреев победоносно объявил, что удовлетворяет заявление Юлии Тимошенко об отказе от защиты, и адвокаты пересели в зал. Но судья тут же объявил, что начинает допрос свидетелей обвинения даже без защиты. После сообщения о вызове свидетелей, присутствующие на заседании народные депутаты встали и начали скандировать «Ганьба». /> Видимо уже привыкший к подобным выходкам Родион Киреев не стал долго возмущается и успокаивать депутатов, а взял вещи и вышел из зала. А через минуту туда зашли сотрудники «Грифона» и без особых церемоний очистили зал от присутствующих.
Свидетелей суд стал заслушивать уже в полупустом зале, куда позволили вернутся только журналистам. Не реагируя на то, что подсудимая настойчиво пыталась заявить ходатайство об отводе судьи за избиение депутатов, обозвала его «хуже, чем фашистом» и требовала «снять и не позорить мантию и сине-желтую ленту», Родион Киреев допрашивал свидетелей.
Все три первые свидетели читали свои показания с листа. Ситуация выглядела приблизительно так: прокурор задает вопрос: были ли убытки при заключении газовых контрактов? Свидетель отвечает: были дополнительные расходы. Но в справке написано, что были убытки, — возражает прокурор. Да, соглашается свидетель, в справке написано: убытки. Прокурор говорит: спасибо, это все, что я хотел от вас услышать.
Действия Родиона Киреева не очень одобряют и в судейской среде. «В данном случае суд сам провоцирует затягивание процесса. Это вообще беспрецедентный для Украины случай, когда в резонансном деле, вопреки всем нормам, так грубо нарушается право на защиту. У меня даже слов нет»,– прокомментировала бывшая судья Апелляционного суда Киева Анжела Стрижевская, по подсчетам которой для ознакомления с 15 томами дела требуется минимум две недели.