7 и 8 марта киевский Дворец «Украина» ожил – здесь выступает Национальный балет Грузии «Сухишвили». На фоне практически замороженной гастрольной деятельности, связанной с событиями в Украине, грузины по-настоящему приехали поддержать нас, потому что они считают нас братьями и потому что еще не так давно они пережили подобное.
Язык танца – универсален. Он не нуждается в переводе и способен донести эмоции, чувства, традиции и национальный колорит. «Сухишвили» — частые гости в Украине, поэтому в особом представлении не нуждаются. Их любят и ждут, однако нынешний визит грузин стал по-настоящему знаковым.
Национальные грузинские танцы, представленные «Сухишвили», раскрывают дух этого народа, традиции каждого региона и каждого сословия Грузии. Особую роль здесь занимают женщины – это особенно актуально на фоне празднования 8 марта. И пусть на сцене танцовщицы появлялись не настолько часто, но каждый танец показывает, что они самодостаточны и, простите за сравнение, такие и патроны готовы подавать, и на баррикадах воевать. Однако в мирное время им поклоняются, ими восторгаются и за них сражаются. Они же, как фарфоровые куколки, могут в любой момент остановить поединок и уплыть – слова «ходить» или «передвигаться» здесь неуместны, настолько грациозны движения танцовщиц.
Также в репертуаре «Сухишвили» много военных танцев, которые показывают настоящую мощь в динамике рисунка движений. Было особенно приятно, что на «Хоруми» — визитной карточке балета, олицетворяющей грузинскую армию прошлых столетий – танцовщики вышли с флагом Украины. В этом танце показана и разведка, и выслеживание врага, борьбу и победу. «Хоруми» был настолько символичным в наших реалиях, что полный зрительный зал во время исполнения встал, а по окончанию номера овации дополнились громогласным «Дякуємо!» и «Молодцы!».
Воинственный дух горцев раскрывается и в танцах «Казбегури» (этот танец Севера Грузии), горский танец с саблями «Хеверсули», а также танец с кинжалами «Ханджлури».
Так, во время «Хеверсули», мастерски поставленного и блестяще исполненного, искры от клинков буквально сыпались на сцену. В нем и блестящая хореография со сложнейшими движениями, и выверенность движений, доведенная до совершенства. Ведь в ходе «боев» одно неверное движение может не только разрушить рисунок танца, но и по-настоящему ранить исполнителей.
Исполнение «Ханджлури», в ходе которого танцовщики в движении бросали настоящие ножи в сцену, было незабываемым, особенно для зрителей первых рядов, которые буквально вжались в кресла. Этот танец поражает не только сложностью движений, но и требует от артистов сверхкоординации. Попробуй вертясь на коленях по кругу не напороться на нож, вставленный в сцену. А ведь таких ножей там было даже не 10 и не 20!
Но… война не вечна, на смену ей всегда приходит мир, в котором есть ухаживания, свадьбы и когда каждое сословие начинает жить привычной для себя жизнью: мелкие торговцы «кинто» выходят на улицы, городская аристократия устраивает праздники, как это демонстрирует «Давлури», а ремесленники в «Карачохели», с горящими чашами в руках, почитают появляющуюся из ниоткуда деву в красном одеянии.
Каждый танец – это отдельная история отдельного региона Грузии, с его неповторимыми традициями и костюмами. Фактически благодаря «Сухишвили» зрители побывали во всех уголках страны и стали желанными гостями.
Однако самые теплые чувства артисты вызвали, выйдя с украинским танцем. Грузины исполняли классические движения нашего гопака в исполнении живого оркестра, который в наш мотив умело вплел грузинские интонации. И хоть было видно, что танцовщицам несколько непривычны движения украинского танца, грузины, ставшие козаками, были неподражаемы. После исполнения украинского танца зал очередной раз встал и в очередной раз кричал «Браво!», «Дякуємо!» и «Молодцы!».
А по окончанию выступления зрители долго не отпускали «Сухишвили», отбивая ладони. Спасибо, «Сухишвили» за праздник, за поддержку, за передаваемые эмоции и за то, что когда занавес опустился, артисты за ним говорили залу: «Слава Україні!».