Феномен политического проекта «Самопомич» и её руководителя Андрея Садового заслуживает самого пристального внимания общественности.
Слишком много политических авансов получено это силой, но еще большие надежды на неё возлагается. Заслужено ли?
В биографии Андрея Садового много пятен и нелицеприятных историй, да и как может быть иначе у человека, шедшего к политическому олимпу Украины с времен приватизационных скандалов 90-х?
Погружаясь в историю львовского мэра и его окружения только убеждаешься в простой истине – путь в украинскую элиту у многих ее представителей отличается лишь нюансами и не зависит от терриконов Донбасса или барочных соборов Львова.
Вопрос в другом – способны ли политические субъекты уровня Садового и его политсилы к созидательному движению? Может, они лишь новая ширма старых подходов, включая коррупционную составляющую?
Коррупция коррупции рознь, она омерзительна, как на уровне откатов за вывоз мусора, так и на уровне продажи государственных интересов в Минске.
Но самая опасная разновидность коррупции – парламентская.
Внося тот или иной закон, нажимая на кнопку системы «Рада», депутат выполняет свои формальные обязательства, и выявить его коррупционную мотивацию могут лишь узкие специалисты. И то косвенно.
Ее не пощупаешь и не оценишь в деньгах, хотя понимаешь — речь идет о миллиардах.
К сожалению, фракция «Самопомочи» является не менее активным участником парламентской коррупции или назовем ее дипломатичней – лоббизма.
Что б это понять, достаточно внимательно проанализировать за что голосовали депутаты этой политической силы, а также с какими законодательными инициативами выступали лично.
Отсеяв массу популистической законодательной макулатуры, которой хватает в каждой фракции, возьмем только два законопроекта.
Первый из них — изменения в налоговый Кодекс по вопросу налогообложения доходов, полученных нерезидентами за долговыми обязательствами.
В этом законопроекте депутаты «Самопомочи» выступили «пристяжными» и вписались за компанию к автору – Юрию Вознюку из «Народного фронта».
Интересно, в «Самопомочи» просто невнимательно изучали документ, подмахнув не глядя, или поддержали его сознательно?
Де факто принятый закон освобождает зарубежный спекулятивный капитал от налогообложения в Украине.
Разговоры инициаторов о «защите инвесторов» звучат несколько цинично – речь идет о банальной скупке государственных ценных бумаг. Ни о каких инвестициях в украинское производство или сферу услуг речь не идет и близко.
Законопроект фактически способствует накрутке внешнего долга с максимальной выгодой для нерезидентов.
А вот второй законопроект, даже более весомый – о трансфертном ценообразовании. Он принимался еще в эпоху Януковича, когда разгул «олигархата» можно было назвать тотальным.
Новая власть в особе фракции «Самопомич», а конкретнее ее представителя, члена комитета по вопросам налоговой политике Остриковой Татьяны, выступила застрельщиком более льготных условий для любителей отмывать деньги в офшорах.
Им увеличили порог подотчетных государству сумм, уменьшили с 20 до 50% контролируемую государством долю связанных с офшором лиц, уменьшили штрафы за неправильное оформление отчетности.
К слову, оффшоры для упомянутой Остриковой Татьяны не пустой звук, учитывая ее активную работу с панамскими компаниями.
«Говорящая голова», депутат от «Самопомочи» Егор Соболев, недавно заявил, что не видит со стороны государства борьбы с олигархами. К сожалению, не видит ее общество и со стороны соратников Егора Соболева по партии.
***
Закулисный лидер «Самопомочи» Андрей Садовой сознательно самоустранился от политических софитов в Львовской ратуше, в теплом и относительно спокойном кресле мэра.
До сих пор эта бесхитростная восточная тактика приносила ему неплохие электоральные дивиденды.
Но проблема в том, что политические процессы в Украине приобретают неуправляемый и хаотичный характер, способствующий стихийному появлению новых лиц в политикуме, полной перезагрузке элитного дивизиона.
Андрей Садовый рискует затеряться, растерять остатки политического капитала, тем более что острых вопросов к нему и его команде с каждым днем становится все больше.