Проблема оплаты автомобилистами парковочных мест в Киеве существует уже не первый год. С целью качественного обслуживания водителей, монетизации парковки и наполнения бюджета столицы было создано КП «Киевпарктранс», однако проблема по-прежнему существует. Водители сетуют на недостаток места для парковки транспорта, а коммунальщики, в свою очередь, жалуются на несознательность автомобилистов. Корреспондент ГолосUA решил разобраться в ситуации изнутри, и один день поработать парковщиком…
В свете скандалов и обвинений «Киевпарктранссервиса» в коррупции руководство коммунального предприятия выступило с инициативой провести эксперимент и пригласить сотрудников СМИ поработать в качестве контролеров на коммунальных парковках города.
Согласно концепции эксперимента, журналистам следовало официально оформиться на работу на один день и попробовать свои силы в качестве контролеров парковочных площадок, чтобы оценить выгоды и трудности работы парковщиком. В ходе инструктажа репортерам пояснили, что в обязанности столичного парковщика официально входит лишь контроль оплаты водителем парковочного места. Во избежание неприятностей журналистов предупредили, что не следует выходить на проезжую часть, чтобы объяснить водителю, как правильно парковаться, а также попросили не вступать в затяжные конфликты с агрессивными неплательщиками. Но, разумеется, без конфликтов было бы неинтересно.
Утро началось с инструктажа контролеров в 8:00 около памятника Лесю Курбасу. Начальник контролеров по Шевченковскому району напомнил подчиненным должностные обязанности и акцентировал внимание на том, что, в связи со случаями терактов, нужно сообщать обо всех подозрительных предметах по телефону 102, после чего сотрудник предприятия Борис выдал удостоверение, форму и отвез на рабочее место.
Моей «точкой» оказалась парковка по ул. Владимирской, напротив Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко. Коммунальщики постарались максимально упростить журналистам задачу, оставив их работать с паркоматами, а не с кассовыми аппаратами, объяснив это тем, что за неправильно нажатую кнопку на аппарате предприятие штрафует налоговая инспекция.
Разобравшись с паркоматом, я прогулялся мимо нескольких десятков стоящих вдоль дороги в парковочной зоне машин. По инструкции, на «торпеде» или на лобовом стекле под дворником должна лежать квитанция об оплате парковки, однако водители проигнорировали наличие паркомата и под ветровыми стеклами лежали лишь записки с номерами телефонов на случай необходимости перепарковаться.
Мой проводник уехал и я, было, заскучал и растерялся, когда вдруг увидел на «свежей» машине с украинским флажком название своего работодателя. Ну, думаю, сейчас разъяснят, что почем.
И они меня не подвели: пока один из коммунальщиков катал вдоль синей линии разметки колесо на рукоятке с прикрепленным измерительным прибором, старший, представившийся Михалычем, объяснил, что они проверяют качество работы подрядчика, разметившего зону парковки. Михалыч также рассказал, как нужно правильно ставить машины в парковочной зоне.
«Машины надо ставить под углом примерно 45 градусов. То, как они здесь стоят – это неправильно», — сказал Михалыч. Он также обратил мое внимание на ряды автомобилей, выстроившиеся до знака парковки и после знака, запрещающего парковку.
Надо отметить, что мы с Борисом приехали на «точку» чуть позже 8:30, и к нашему приезду два ряда парковочной зоны вдоль направления движения уже были заполнены автомобилями без парковочных талонов на лобовом стекле.
Парковочная площадка по ул. Владимирской напротив «красного корпуса» КНУ им. Шевченко представляет собой территорию длиной примерно 150 метров и шириной около 12 метров, разделенную пешеходным переходом. За три с половиной часа, в течение которых я увещевал водителей оплачивать парковку, на это согласились аж семь человек, еще на одной машине парковочный талон появился без моих напоминаний. При этом, в КП «Киевпарктранссервис» журналистов предупредили, что в обязанности контролера не входит расставлять машины, и попросили вообще не выходить на проезжую часть, однако тогда не удалось бы воззвать к гражданской сознательности автомобилистов.
Несколько случаев общения запомнились особенно ярко.
Так, девушка припарковавшая внедорожник «Тойота Лендкрузер», проигнорировала просьбы оплатить парковку, объяснив это тем, что ей не понравилось мое удостоверение контролера, затем добавила еще немного своих бесценных соображений по этому поводу и, повернувшись, гордо удалилась восвояси. При этом, припарковала машину так, что свободное место на площадке оказалось загороженным для других автомобилистов.
В другом автомобиле, черном BMW без номеров, припарковавшемся на пешеходном переходе прямо под светофором, оказались несколько выходцев из братских бывших союзных республик.
— Слущай, это наш место, мы тут всегда стоим, — отреагировал один из них на мою просьбу убрать машину. Впрочем, немного «повыламывавшись», они все же уехали, однако позже машина вновь оказалась на прежнем месте. Через некоторое время правила парковки им объясняли уже сотрудники ГАИ, составлявшие два админпротокола – за езду без номеров и нарушение правил парковки.
Кстати, старший прапорщик ГАИ, когда я указал ему на автомобили за пределами парковочной площадки, сказал, что они могут отреагировать на это лишь при наличии на месте водителя. По его словам, эвакуаторы в Киеве не используются уже несколько лет. Это подтвердил и начальник службы парковки «Киевпарктранссервиса» Николай Донченко.
«Эвакуаторы работали когда-то на протяжении, примерно, полугода, но уже несколько лет не работают. Однажды даже увезли машину Анны Герман. Ребята потом рассказывали, что таких отборных матов они в жизни еще не слышали», — рассказал Н. Донченко.
Среди водителей внедорожников, к которым я общался по долгу службы, запомнился один солидный мужчина, представившийся работником апелляционного суда, и даже поддержавший разговор «за жизнь», узнав о несознательности столичных автомобилистов.
— Не понимают люди, не хотят платить. Что поделаешь, такое государство.
— Ну, какие мы, такое и государство, — возразил я.
— Да… Значит нас неправильно воспитали наши родители. А их – их родители. А мы в результате своих детей воспитываем неправильно…
«О, ну ясно», — подумал я, напомнил, сколько стоит час парковки и показал, где паркомат, на что сотрудник суда сказал, что он уже собирался уезжать и ему нужно заскочить в корпус буквально на несколько минут. Через 40 минут машина все еще стояла на месте, и никаких попыток оплатить ее парковку мною замечено не было. Возможно, конечно, это было сделано в тот момент, когда я отвлекался на других автомобилистов, но, честно говоря, сомневаюсь.
Однако звездой утра стала девушка, просто резанувшая правду-матку мне в лицо. Помахав мне рукой из коричневого внедорожника «Тойота», она спросила, куда же ей припарковаться, если машины расставлены, как попало. Объяснив ей, что машины расставляют водители, а контролеры лишь следят за оплатой парковки, я напомнил, что парковка здесь платная и есть паркомат
— А вас не волнует, что мы паркуемся как дебилы? Передайте своей организации, что мы портим свои машины! – возмутилась автомобилистка. Кстати, парковку она не оплатила.
Нет, барышня, увы, меня это не волнует, меня это, скорее, забавляет: вы паркуетесь «как дебилы» и портите свои машины, а потом спрашиваете: «Как же мне отсюда выехать?» Не хотите оплачивать парковку и передаете возмущенные приветы коммунальщикам. Гоняете по Киеву на внедорожниках и «жметесь» заплатить в бюджет столицы 10 гривен. Поработав контролером три часа, я понял, что мой запас вежливости и равнодушия иссякает, а материала уже достаточно, поэтому позвонил Борису и попросил заехать за мной.
Он рассказал мне, что корпус университета – это, на самом деле, очень неплохое и безопасное место для контролера.
— Если бы мы тебя поставили где-то на рынке в спальном районе, нам бы пришлось с тобой стоять, следить, чтобы ничего не случилось. Бывали случаи, когда пацанам головы разбивали.
Это подтвердил и начальник службы парковки коммунального предприятия. По его словам, сейчас один из контролеров лежит в больнице с черепно-мозговой травмой.
— У нас фактически контролеры ничего не могут сделать с несознательными водителями. Мы не имеем право забрать машину или заблокировать ее колеса, не можем выписывать административных штрафов.
По его словам, несмотря на то, что в июне 2014 года Президент Украины подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно парковки транспортных средств», предусматривающий штраф от 8 до 12 необлагаемых налогом минимумов, в нем не прописано, кто именно и как должен осуществлять эту процедуру.
— Мы работаем на основании постановления КМУ 1342, Правил благоустройства 1051/1051, разработанных в КГГА, решения столичного горсовета № 242/5629 от 23.06.2011 «Про установление местных налогов и сборов», однако у нас, фактически, нет возможности привлечь к ответственности неплательщика. Сейчас разрабатывается законопроект, в котором прописаны такие механизмы, в том числе, предусмотрены эвакуация и блокировка транспортных средств, однако пока он не принят, мы можем лишь обращаться к сознательности водителей.
Он также рассказал о методах борьбы с коррупцией и воровством среди сотрудников.
По его словам, служба безопасности устраивает проверки контролерам, которые, в соответствии с должностной инструкцией, не имеют права иметь при себе больше ста гривен, кроме тех денег, которые подтверждены отчетностью.
— Но ведь контролер может попросить знакомого подержать у себя деньги до конца смены, а после проверки забрать их обратно?
— Мы устанавливаем план по парковочным площадкам Киева в соответствии с местом, временем года, днем недели и другими условиями. Парковки в городе разделены на три зоны и три ценовых категории. Самая дорогая – 1-я зона в центре города с тарифом 10 гривен в час. Если на какой-то точке сумма выручки заметно отклоняется от плана, мы проверяем контролера и площадку. Бывало и такое, что одевали в форму начальника района и отправляли его на весь день работать контролером, чтобы сделать «замер» дохода. Бывают, конечно, всякие случаи, попадаются разные люди. У нас на предприятии текучка кадров среди контролеров примерно 30% в месяц. Хороший парковщик, который работает давно, знает место, клиентов, умеет расставить машины, так, чтобы их поместилось максимальное количество (хотя это и не входит в его официальные обязанности), – такой сотрудник может и сделать план, и помочь клиентам, и заработать себе хорошие чаевые. При этом, зимой парковщики еще и чистят площадку от снега, а летом – убирают от мусора, — рассказал Н. Донченко.
Уходя с рабочего места, я насчитал на площадке около тридцати машин, при том, что заплатили за парковку меньше десятка водителей. А сколько еще автомобилей приехали и уехали… Оглянувшись на плоды своего труда, я увидел как попало припаркованные машины, мешающие друг другу выехать, недоумевающих автомобилистов, пытающихся дозвониться другим водителям, и всеобщее удивление пешеходов, студентов, работников кофе-машин по поводу того, что здесь сегодня вообще происходит.
Хаос. Паника. Беспорядок.
Моя работа здесь окончена.