Встреча на высшем уровне лидеров государств «Нормандской четверки» (Украины, России, Франции и Германии) по мирному урегулированию на Донбассе, состоявшаяся накануне во французской столице, стала, безусловно, одним из самых ярких и значимых событий уходящего года. За шесть часов переговоров и консультаций Владимир Зеленский, Владимир Путин, Эммануэль Макрон и Ангела Меркель смогли обсудить и даже частично решить десятки вопросов, рассмотрение которых откладывалось на протяжении последних трех с лишним лет. Согласно официальной информации, стороны подтвердили жизнеспособность формата НЧ и «укрепили фундамент структуры, способной положить конец противостоянию на украинском юго-востоке». Впрочем, независимые аналитики, сфокусировав свое внимание на отдельных деятелях саммита, сделали собственные выводы.
С первых же минут встречи и у ее участников, и у аккредитованных журналистов и наблюдателей сложилось впечатление, что указанное мероприятие пройдет, что называется, «в теплой дружественной обстановке». Поводом для этого стало относительно хорошее настроение трех президентов и одного канцлера. На ступеньках Елисейского дворца хозяин действа – французский руководитель Эммануэль Макрон – встречал высоких гостей с неизменной улыбкой, и те же гости отвечали ему взаимностью. Перед первой фотосессией лидеры непринужденно общались между собой, причем беспристрастные фото- и телекамеры зафиксировали принципиальное рукопожатие Владимира Александровича и Владимира Владимировича, которое впоследствии назовут «историческим». Не обошлось и без забавных курьезов: вначале Зеленский перепутал последовательность мест за круглым столом и занял кресло Путина, а затем украинский Президент долго не мог определиться, в какую именно камеру ему смотреть для хорошего ракурса. Все это в определенной степени разрядило и без того «легкую атмосферу».
Впрочем, сами переговоры и консультации легкими назвать было нельзя. Частично это подтверждается тем обстоятельством, что общая встреча «Четверки» вместо запланированных полутора часов продлилась два с половиной часа, а разговор Зеленского с Путиным вместо регламентированных 45 минут занял вдвое больше времени. После небольшого перерыва все четыре лидера продолжили общение за ужином, при этом и подобное общение затянулось.
Во время итоговой пресс-конференции лидеры НЧ выглядели несколько уставшими. Характеризуя мероприятие, канцлер ФРГ Ангела Меркель была вынуждена констатировать, что алгоритма сиюминутного решения Донбасской проблемы саммит не определил. Но тут же, если так можно выразиться, взяла в себя в руки и заявила буквально следующее: «Зато мы сделали несколько важных шагов и продемонстрировали добрую волю и желание активизировать свои усилия в деле восстановления мира». Ей вторил Макрон, отметивший, что несколько принципиальных договоренностей все-таки достигнуты, и в том случае, если они будут методично выполняться, формат «Нормандской четверки» получит если не новую жизнь, то уж, по меньшей мере, новое дыхание.
Итак, что же это за важные пункты, фактически определившие жизнеспособность НЧ? В первую очередь, стороны договорились о реализации плана обмена пленными уже до конца нынешнего года. Обмен будет производиться по формуле «все на всех». Дальше – больше. «Четверка» подписала рекомендацию полного прекращения огня на Донбассе опять-таки уже до конца 2019-го года. Помимо прочего, составили план разминирования территорий Донецкой и Луганской областей, а также расширили полномочия мониторинговой группы ОБСЕ с тем, чтобы они могли работать круглосуточно и практически во всех донбасских населенных пунктах.
Президент России опять-таки высказался в пользу федерализации Украины и предоставлении Донбассу полной автономии. Кстати, на это украинский Президент отреагировал довольно резко, подчеркнув, что лично он представляет интересы народа, а народ Украины желает видеть свою страну «исключительно единой и унитарной». «Наша задача – сохранить целостность Украины», — резюмировал он.
А вот здесь аналитики увидели другую принципиальную позицию Владимира Александровича. «Все дело в том, что в последнее время на родине Зеленский подвергался жесточайшей травле со стороны оппозиции и националистических организаций: любой его «неправильный шаг» радикалы расценили бы как «предательство» и «капитуляцию», — сказал в комментарии ГолосUA европейский эксперт в области международного права Клаус Хофф. – На этом фоне ему было крайне необходимо сохранить свой имидж «общенародного президента». Совершенно естественно, что на «провокационные» предложения Путина он реагировал именно таким образом». Еще одной «принципиальной позицией» главы украинского государства стало его согласие продлить Особый статус Донбасса только на год, и провести разведение войск не на всей территории мятежного региона, а только в трех ее наименее проблемных районах. «Сложилось впечатление, что Зеленский попросту не знает, как вести себя в дальнейшем, — подчеркнула в комментарии для ГолосUA европейский политический обозреватель Мари Пьюдеба. – Фактически, он ждет реакции той же украинской оппозиции или общества. Если эти шаги получат одобрение, или хотя бы не вызовут жесткой критики, он продолжит свою линию».
Следует особенно отметить, что на саммите сторонам так и не удалось прийти к единому «знаменателю» относительно выборов на Донбассе, а также контролю Украиной границы с РФ в Донецкой и Луганской областях. Безрезультатно завершились и консультации относительно транзита через нашу страну российского газа — делегации НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпрома» лишь обменялись мнениями по этому поводу.
Как бы там ни было, а в комментарии французским журналистам президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что состоявшаяся парижская встреча стала своеобразным «светом в конце тоннеля неразберихи и непонимания». «Надеюсь, мы сохраним оптимизм и надежду на лучшее», — сказал он.
Согласно очередной договоренности сторон, «Нормандская четверка» соберется уже через четыре месяца, дабы дать оценку ходу выполнения решений нынешнего саммита и определиться с новыми «шагами» в деле восстановления мира на Донбассе. Точная дата и место проведения нового саммита пока не известны.