Юлия Гайдина
15:03 20/04/2014

Светлый праздник с ароматом ладана и хлеба

«Христос Воскрес!», — обращаются друг к другу киевляне при встрече. По обычаю, надо говорить так трижды, но большинство довольствуется одним разом. На улицах много людей с пасхальными кошелками. Кто спешит домой для разговения с близкими, а кто только выбрался святить пасхальные куличи.
В храмах свечи не успевают догорать. Их заменяют новыми, поставленными людьми, которые все продолжают приходить в церкви. Как долго киевляне будут святить куличи сегодня и с чем пришли в храмы и как их там встречали – дальше в материале.
Лавра всем рада
«Батюшки будут святить пасхи до последнего человека, который придет. Видите же, сколько людей сегодня!»», — поделилась женщина в Киево-Печерской лавре, продающая иконы и свечи.
О своем имени она умолчала, но переживаниями поделилась: «Не знаю даже, когда и закончим. Видите, что люди продолжают прибывать. Кто только подошел, многие приезжают с сел, районов. Как им можно отказывать в такой день? Всех ждем», — сказала женщина. Она также рассказала, что служба в Киево-Печерской лавре началась ещё вчера в 23.00, а освячивание пасок – около 03.00 утра. «И все продолжают, потому что много желающих», — напомнила женщина.
И правда, в Киево-Печерской лавре сегодня особенно людно. Люди пришли не только посвятить куличи, но и на саму лавру посмотреть. Сегодня у нее особенный день – вход для всех бесплатный. Обычно он стоит 50 грн. – с экскурсией и осмотром экспозиций. А вот на Пасху – все желающие могут бесплатно побродить по историческим и святым местам. Желающих оказалось много.
Несмотря на то, что кассы закрыты, как и информационное бюро, одна русскоязычная экскурсионная группа все же на пути встретилась. «Пришли посмотреть на лавру», — говорят скромно, не уточняя, откуда сами.
Пока одни фотографируются и наслаждаются видами, несколько десятков людей все же толпятся у Успенского собора Киево-Печерской лавры. На предварительно подготовленных подстилках для пасхальных кошелок прихожане размещают свои вкусности.
Набор кошелок стандартный – пасхи, крашанки, что-то мясное, вино, ну и другие продукты, которые хозяйкам придумалось положить.
Пока люди ожидают выхода батюшки для окропления пасхальных кошелок, внимание привлекают собравшиеся у лавки. Идем в разведку. Оказалось – на лавке все необходимое для того, кто случайно зашел в лавру и решил посвятить пасху.
«Покупайте пасочки маленькие (на вид около 100-200 грамм, не больше. – авт.), вкусные», — добавляет продавщица. Как оказалось, главный продукт пасхального стола в день Пасхи стоит 25 грн. Нельзя сказать, что паски пользовались огромной популярностью, но покупатели на них находились. Впрочем, как и на свечи с пометкой «Из Иерусалима». Одна такая – 2 грн, пачка – 50 грн.
Правда, большинство людей все же отдавало предпочтение обычным восковым свечам, которые продаются и в церковных лавках лавры, возле нее, и даже далеко от нее.
«У меня берите! В Лавре нет! Точно! Все оттуда возвращаются ко мне. Там же пещеры! Темно!», — привлекает внимание криком продавец свечей возле метро «Арсенальная». Покупателей у него, стоит отметить, маловато было.
Впрочем, продаются в этот день не только свечи и пасхи. Ещё – женские платки для покрытия головы, скатерки для кошелок, сами кошелки, в общем – все-все.
Примечательно, что народ с кошелками продолжал подходить, несмотря на 12.30 дня.
«Ох, будут ещё. Смотрите, сколько подошло…», — напомнила о себе женщина с церковной лавки.
Михайловские перезвоны
Людно и в Михайловском соборе в центре Киева. К обеду возле собора собралось несколько десятков людей с кошелками. «Ждем долговато, но обещали ещё святить», — делится девушка вначале полукруга, который выстроился из желающих посвятить паску. Большинство публики – молодежь: компаниями, парами, семьями. Видимо, люди постарше все же придерживаются мнения, что святить паску надо пораньше, после службы.
Через полчаса ожидания в центре полукруга показались несколько священнослужителей. После запеваний, приступают к процессу.
Священнослужитель в светлом убранстве, окропляет выставленные кошелки и делает несколько взмахов веничком в сторону людей. Полетели брызги святой воды. «Христос Воскрес!» — говорит он. «Воистину Воскрес!», — в ответ. «Ой, как хорошо. На здоровье», — приговаривает стоящая рядом женщина, которая растирает по лицу капли попавшей от взмаха веничком воды.
Процедура быстрая, но после нее все с улыбками собирают свои кошелки и спешат кто-куда. Многие заходили в церковь, чтобы поставить свечки. Внутри даже выстраивались очереди.
Примечательно, что на территории собора не наблюдалось никакой торговли. Как обычно, работали только церковные лавки, и мужчина в палатке продавал мед. Его, кстати, многие прихожане знают, и, проходя мимо, здоровались.
Активное движение людей по территории собора прервал колокольный звон. Многие остановились перекреститься и послушать. А люди с кошелками все продолжали подходить.
Где пахнет цветами и хлебом…
«Вы успеете. Там как раз люди собираются», — говорит женщина в вышиванке, которая подсказывала, как пройти к церкви святителя Николая, принадлежащей Украинской греко-католической церкви.
Возле храма не людно, красиво, спокойно. «Кто пришел окропить паски, подходите в храм», — слышен голос, доносящийся через микрофон с храма.
В храме около 20 людей. Пахнет свежими цветами и хлебом. Кошелки на полу – наполнение все то же – паски, мясо, крашанки, вино… «Настал великий день, особенно для тех, кто постился….», — начал отец Анатолий. Это у него уже десятое окропление пасок за сегодня. Во время каждого он находил слова добра для всех, кто пришел. Рассказал о посте, о том, какую радость ощущают те, кто сегодня наконец-то может позволить себе «вкусить мясного и молочного». Девушки начали церковную песню, а отец Анатолий – приступил к окроплению. Люди расходились неохотно, многие задерживались в парке возле храма, чтобы поговорить с отцом Анатолием. Он уделял внимание всем. «Когда крестить будете? Сколько малышу?», — интересовался у молодой пары о.Анатолий. Без внимания никто не остался.
«Красиво у вас, душевно. И много людей сегодня было?», — спрашиваю у священнослужителя, который, уставший от насыщенного дня, присаживается рядом на скамейку. «С семи утра приходят. Придут ещё – будем опять окроплять. Это же хорошо, что приходят», — рассказывает о.Анатолий.
«Во время окропления вы перечисляли продукты, которые должны быть в кошелке. Многие приносили вино, а о нем вы не упомянули…», — обращаюсь к собеседнику.
«А его и не надо приносить. Читаются три молитвы – на хлеб, мясное и молочное. Вино не упоминается, ему не место в пасхальной корзине», — заметил о.Анатолий. «Но ведь несут же!». «Да несут, несмотря на то, что много рассказываем, разъясняем. Но из кошелки же не выбросишь, не будем же учить прямо в храме! Это как замечания старой бабки, сидящей в храме, девушке, которая пришла впервые и не знает, как себя вести. Бабка не понимает, что своими замечаниями и учениями она только отобьет охоту у девушки приходить в храм», — навел пример отец Анатолий.
Тем временем в храме собралось несколько людей. «Наверное, это будет последнее окропление», — предполагает священнослужитель, посматривая на наручные часы. «После 14.00 мне надо к больным. Они же тоже хотят паску посвятить, ждут», — делится о.Анатолий. «Вы к каждому зайдете?», — спрашиваю. «Конечно. Они же наши прихожане, мы их опекаем. Всех благ вам. Пойду, ждут».
В городе пахнет свежестью и немножко ладаном. То ли это просто после послевкусие от посещений святых мест, то ли в подтверждение мнения, что пасхальный день и правда особенный. Не исключено, что запах доносится от лампадки с огнем из Вифлеема, которую несу в руках. В любом из вариантов – ощущения приятные и не передаваемые. И вам таких же! И не только сегодня.

Читайте также по теме