Свидетели…

Процесс против экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, как бы это странно не прозвучало, стало похожим на обычный судебный процесс. Ссор стало меньше, драк, если не учитывать мелкие потасовки на улице среди сторонников и противников лидера оппозиции, — еще меньше. Да и сами митинги в своем  количестве, вопреки прогнозам грядущей революции в связи с арестом бывшего главы правительства, значительно поредели. Даже Юлия Тимошенко довольно редко отпускает в адрес своего молодого судьи едкие словечки. Такое «торжество порядка», правда, не коснулось свидетелей по делу.

Первым на этой неделе выступил заместитель главы Института государства и права имени Корецкого Владимир Нагребельный, который заявил, что не считает выдачу Юлией Тимошенко газовых директив руководству «Нафтогаза» вмешательством в деятельность данного хозяйственного субъекта. «Если бы Премьер-министр давал указания, скажем, частному акционерному обществу «Житомирская чулочная фабрика», это было бы вмешательством в хозяйственную деятельность и квалифицировалось бы как превышение полномочий», — подчеркнул он добавив, что компания «Нафтогаз» – это особый субъект хозяйствования, который находится в сфере управления Кабинета министров.

Он также поведал, что экс-премьер давала руководству «Нафтогаза» директивы лишь на проведение переговоров, а не на подписание самих контрактов, на что, по словам свидетеля, «она имела безусловное право». Более того Владимир Нагребельный отметил, что в украинском законодательстве нет определения понятия «директива», а термин «директива» употребляется в законе «О международных договорах». Потому, по его глубокому убеждению, нужно смотреть не на название, не на форму, а на содержание документа.

Следующий свидетель — бывший заместитель главы Секретариата Президента во время президентства Виктора Ющенко Александр Шлапак считает, что газовые контракты 2009 года были невыгодны для Украины, По его словам, конфликт между премьером и Президентом в январе 2009 года достиг такой стадии, что главе государства пришлось добывать газовые контракты с использованием спецслужб. «После возвращения нашей делегации из Москвы с подписанными контрактами Президент попросил предоставить ему контракты. Ему было отказано в этом. Соответственно, пришлось получить эти контракты, поскольку хотелось выяснить в чем дело, другим путем. И Служба внешней разведки обеспечила эти контракты», – сказал г-н Шлапак.

Но, больше всего разговоров было по поводу отсуствия свидетелей Виктора Ющенко и Богдана Соколовского. Так, третий Президент Украины, через своего представителя заявил, что не может принимать участие в судебном заседание, поскольку пребывает за границей. Правда в СМИ прошла информация, опровергающая отсутствие Ющенка в Украине. Недовольные прокуроры тут же заявили, что если он не явится в суд, то будет принято решение относительно его принудительного привода. А вот Богдану Соколовскому повезло меньше – угрожать ему не стали и попросту решили силой доставить в суд.

На следующий день Печерский суд стал слушать экс-министра регионального развития Василия Куйбиду. По его словам, на повестку дня заседания Кабинета министров 21 января 2009 года выносились два вопроса. Первый, — это подписание соглашений, а второй — обсуждение документов, которыми мотивировалась необходимость подписания директив. В. Куйбида подчеркнул, что когда им раздали документы, в одном из них были выписаны директивы. Отвечая на уточняющий вопрос представителей прокуратуры, о том, были ли на этих директивах подписи Премьер-министра Юлии Тимошенко, В. Куйбида сказал, что не помнит таких подробностей. В то же время, по его мнению, тогда необходимо было детально рассмотреть директивы, учитывая ситуацию, которая сложилась в стране. В. Куйбида объяснил, что в то время на Украину оказывалось давление в связи с тем, что страна не транспортирует газ в другие страны. Экс-министр отметил, что ситуация вышла за рамки экономического сектора и обрела политический характер.

В целом можно было отнести показания бывшего министра на пользу Юлии Тимошенко, если б не один факт.  Василий Куйбида упомянул, что видел директивы по газовым соглашениям. С подписью или без, но он рассматривал их в то время, как бывший первый вице-премьер-министр Александр Турчинов заявлял, что газовые директивы на одобрение Кабинета министров не выносились. Такая ситуация явно не понравилась самой Юлии Тимошенко. Во время перерыва, который объявили в суде для того, что бы определить следующего свидетеля, она, не скрывая недовольства, высказывалась по этому поводу.

После допроса Куйбиды суд попал в некий «затор свидетелей». Так в канцелярию Печерского суда поступили три заявления. Первое — от экс-министра финансов Виктора Пинзеныка, который находится в больнице «Феофания» и по состоянию здоровья не может свидетельствовать лично. Второе заявление — от представителя третьего Президента Виктора Ющенко, который объясняет, что В. Ющенко не может давать показания, потому что отсутствует в Украине. Третье заявление — от Ирины Михальской, которая также находится на больничном и физически не может присутствовать в суде. Как результат досудебные показания Пинзеныка и Михальской зачитал сам Родион Киреев, а вот Ющенко еще раз напомнили: «В суд надо прийти, иначе приведем силой и оштрафуем».

Ситуацию с свидетелями «спас» министр энергетики у угольной промышленности Юрий Бойко, пришедший в суд как свидетель. По его утверждению, Ю. Тимошенко согласилась на повышение цены на газ, потому что компания ЕЭСУ, которую она возглавляла, имела перед министерством обороны России огромный долг. Чиновник также считает, что невыгодность газовых контрактов с Россией очевидна абсолютно всем. Он напомнил, что в конце 2007 года правительство подписало с Россией контракт, согласно которому стоимость газа для Украины составляла 170 долларов за тысячу кубометров. В то же время, по словам Ю. Бойко, через год был подписан меморандум о рыночных принципах формирования цены на газ, а еще через год Ю. Тимошенко подписала контракт, по которому цена на газ для страны возросла в два раза. Кроме того, как отметил министр, этот контракт предусматривает слишком жесткие штрафные санкции в случае его невыполнения.

Ю. Бойко также раскритиковал тот факт, что Ю. Тимошенко после подписания соглашений аргументировала их выгодность Украине тем, что страна будет работать с Россией без посредников в газовой сфере. По версии министра, когда посредником была компания «РосУкрЭнерго», цена на газ составляла 170 долларов, а после её ликвидации цена не уменьшилась, а наоборот — выросла. При этом чиновник заявил, что абсолютно не причастен к компании «РосУкрЭнерго», поэтому все обвинения в его адрес по этому поводу безосновательны.

В среду показания должны давать Виктор Ющенко и Богдан Соколовский. Появится ли в суде третий Президент Украины — пока не известно…Но, говорят именно его показаний больше всего ожидают и судьи, и сама Юлия Тимошенко.

Читайте также по теме