Визит украинского Президента Петра Порошенко в Соединенные Штаты эксперты по обе стороны океана называли «историческим». Дескать, главу нашего государства впервые за девять лет принимают на самом высоком уровне — помимо Госсекретаря США и ряда сенаторов, Петр Алексеевич провел встречу с американским лидером Бараком Обамой, причем в так называемом «Овальном кабинете» Белого Дома, считающемся «залом для приема особо важных гостей». Но если в ходе контактов с политиками относительно низшего ранга Порошенко заручился поддержкой Вашингтона в «прозападном курсе» Киева, то на переговорах с Обамой Президент Украины потерпел дипломатическое поражение.
Обама оказался прагматиком, если так можно выразиться, до мозга костей. Он действительно радушно принял своего украинского коллегу, посетовал на «крымскую проблему», пообещал выделить около миллиарда долларов дополнительного кредита и даже гарантировал военную помощь для урегулирования конфликта на Донбассе. Но вместе с тем довольно недвусмысленно дал понять, что Америка не будет «вечным донором» для Киева, и новые партнерские программы, о которых так долго рассказывали украинские «демократы» — не более чем фикция.
«Мы отдаем себе отчет в том, что сейчас новым властям в Украине поддержка необходима, — констатировал Обама. — Однако для того, чтобы стать нашим полноправным союзником, новой киевской власти понадобится время, в течение которого Белый Дом определит, насколько Украина такое «союзничество» заслуживает».
С точки зрения дипломатии, Киеву в лице Порошенко была отвешена оплеуха. Как ни старался Петр Алексеевич завоевать расположение Обамы, президент США дал понять, что дружить с Украиной он будет, но подпускать к ценностям пресловутой Америки не собирается. Кстати, именно эта позиция повергла в недоумение Конгресс, который еще накануне согласился придать нашей стране статус «дружественного государства». Статус формальный, но он предусматривает помощь Вашингтона в боевых действиях, восстановлении экономики и инфраструктуры, и, наконец, субсидирование «депрессивных регионов». Украинская сторона сторона, как смогла, попыталась сгладить неловкую ситуацию.
В интервью одному из крупнейших американских телеканалов Порошенко заявил, что США не отказываются от достигнутых ранее соглашений с Украиной, просто Киев уже превысил «порог контрактов с заокеанскими друзьями».
«Обама сказал мне «нет», ибо мы уже имеем специальный статус, — отметил, в частности, он. — И этот статус подразумевает тот уровень сотрудничества, который намного превышает полномочия американского союзника вне Североатлантического Альянса».
Довольно странная фраза, не правда ли? До недавнего времени «специальный статус» предусматривал выгоду исключительно для Соединенных Штатов: Украина участвовала во всевозможных «гуманитарных операциях», предоставляла базы данных Министерства обороны и МВД, а также реализовывала проекты по совместным учениям антитеррористических групп. Для Киева такое «сотрудничество» не являлось прибыльным. Ни на какую прибыль здесь не стоит рассчитывать и в дальнейшем.
В ходе визита Порошенко в Вашингтон не было подписано ни одного официального документа — все соглашения о помощи (финансовой и военной) являются вербальными, то есть достигнутыми на словах.
«Здесь Обама проявил определенную политическую мудрость, — сказал в специальном комментарии ГолосUA американский политолог Уильям Коннолли. — С одной стороны, Америка показала, что поддерживает Украину в ее «новых веяниях», а с другой — абстрагировалась от явно не нужного ей альянса со страной, раздираемой внутренними противоречиями и фактической гражданской войной. В свои ряды США никогда не пустит «чужих», даже если на словах называет их союзниками».
Кстати, о «словах». В категорию подобных «союзников» уже занесены Афганистан, Пакистан и Египет — государства с крайне нестабильной общественно-политической ситуацией. Над этим фактом украинским властям явно следует задуматься. А пока, вероятно, тешить себя мыслью, что несостоявшийся американский президент, сенатор Джон Маккейн заявил о возможности «новых демократических преобразований» в Украине. На вопрос о вероятности очередного «Майдана», способного дестабилизировать обстановку в Киеве, Маккейн не ответил.