Роспуск парламента может погрязнуть в судебных тяжбах или застопориться из-за саботажа исполнительных органов, отмечают эксперты. Но они допускают наличие политической договоренности и отмечают, что Президент воспользовался юридическим казусом, и сам может установить наличие или отсутствие коалиции в Раде для ее роспуска.
Вариант1: «И тяжба затянется на долгое время»
Президент Владимир Зеленский после принятия присяги главы государства объявил о роспуске Верховной Рады. Об этом он заявил во время инаугурационной речи на торжественном заседании Рады, посвященном инаугурации Главы государства.
К роспуску парламента Владимир Зеленский подвел следующим образом: он заявил депутатам — раз вы назначили инаугурацию на рабочий день, значит, вечеринок не будет. Поэтому, дескать, депутаты должны принять законы: об отмене депутатской неприкосновенности, об уголовной об ответственности за незаконное обогащение, Избирательный кодекс с открытыми избирательными списками, уволить главу Службы безопасности, генпрокурора и министра обороны. «На это у вас будет два месяца», — подчеркнул Зеленский. Именно столько длится кампания к досрочным парламентским выборам.
«Я распускаю Верховную Раду восьмого созыва. Слава Украине!», — заявил Владимир Зеленский.
После этого председатель Верховной Рады Андрей Парубий, закрывая инаугурационное заседание отметил: «Спасибо всем, кто принимал участие в нашем торжественном заседании. Было весело». Накануне фракция «Народный фронт», выходцем из которой является Парубий, объявила о своем выходе из парламентской коалиции. По Конституции, в течение одного месяца должна быть сформирована новая коалиция. 30-дневный срок на формирование коалиции, после выхода «Народного фронта» заканчивается 16 июня. При этом законный срок для роспуска Рады истекает до 14 июня — за полгода до окончания полномочий нынешнего состава Рады, которые прекращаются в день принесения присяги парламентом нового созыва. Таким образом, распад коалиции был призван застраховать Раду от роспуска.
Однако известный юрист Андрей Портнов заявил в СМИ, что Президент в любой момент может подписать указ о роспуске парламента и о назначении досрочных выборов. «Если же кто-то с этим указом будет не согласен — он может обратиться в суд», — заявил он. По словам юриста, коалиции не существует с 2016 года.
Как бы то ни было, президентский указ должен содержать законную мотивацию решения, а факт отсутствия коалиции в парламенте до выхода «Народного фронта» официально не установлен (Рада все это время работала и принимала законы). Как известно, минимальное количество членов для функционирования коалиции– 226 депутатов. Но точное количество членов коалиции сейчас неизвестно. Летом 2018 года Комитет избирателей Украины заявлял, что у БПП и НФ – всего 217 депутатов. В марте этого года Окружной админсуд Киева по иску нардепа Андрея Деркача потребовал от Верховной Рады предоставить информацию о наличии коалиции и ее составе. Но о результатах не сообщалось.
Портнов считает, что ждать судебных решений не нужно. «Если же ждать решения Окружного суда по отсутствию коалиции, то это серьезно ослабит позицию для роспуска, так как получается, что до этого решения факт отсутствия коалиции не был установлен. Более того, такое решение Окружного суда будет оспорено в апелляционном. И тяжба затянется на долгое время, за которое и выйдут все сроки, отведенные Конституцией на роспуск Рады».
Юрист Татьяна Монтян считает, что представители старой власти могут бойкотировать президентский указ. «Можно саботировать, если Кабмин не будет выделять деньги на досрочные выборы, а ЦИК не будет проводить соответствующей подготовки к досрочным выборам. Такой саботаж возможен», — считает она.
Вариант2: «Президент устанавливает в указе»
Татьяна Монтян констатирует, что в украинском законодательстве нет способов фиксации наличия или отсутствия коалиции. «Президент лишь заявляет, что ее нет, а вы, депутаты, идите в Верховный суд и обжалуйте. Но даже это обращение в Верховный суд с обжалованием президентского указа не приостанавливает его действия», — отметила Монтян.
Глава Окружного административного суда Киева Павел Вовк считает, что Владимир Зеленский может сам решать, имеется ли в Раде коалиция или нет. Судебные решения ему не нужны.
В интервью «Судебно-юридической газете» Вовк предложил разобраться в самой сути процедуры. Дескать, прежде всего, необходимо установить, как же в соответствии с действующим законодательством осуществляется то самое «признание отсутствия коалиции», с которого и начинается отсчет месячного срока на формирование новой коалиции депутатских фракций в Верховной раде Украины, как это предусмотрено ч. 7 статьи 83 Конституции Украины.
Судья пришел к выводу, что действующее нормативное регулирование не предусматривает иного порядка установления отсутствия коалиции в качестве основания для Президента досрочно прекратить полномочия Верховной рады, чем …констатация в соответствующем указе Главы государства.
«То есть принятию такого указа не должны предшествовать решения судов или других органов, которые устанавливали бы наличие таких обстоятельств. Ведь исключительно Президент Украины в своем указе может установить, как долго в Верховной раде действительно отсутствует коалиция депутатских фракций, и какие последствия это будет иметь», — подчеркивает Павел Вовк
Он считает, что фактически с момента принятия Президентом соответствующего указа процесс создания коалиции депутатских фракций не будет иметь никакого юридического значения. Иными словами, выход Народного фронта из парламентской коалиции не запустил 30-дневный срок ее формирования, и не отложил роспуск парламента.
А если депутаты попробуют оспорить указ Зеленского, то у них не получится — действующее законодательство таких рычагов не предусматривает. «Кодекс административного судопроизводства Украины запрещает принимать меры обеспечения административного иска путем приостановления актов Президента Украины и установления для него запрета или обязанности совершать определенные действия», — резюмирует глава Окружного административного суда Киева.
Отметим, что президентские указы в Украине все- же оспаривались ранее. Можно вспомнить яркий пример: в 2010 году Донецкий окружной суд отменил указ Президента о присвоении Степану Бандере звания героя Украины.
Однако в случае с роспуском Рады речь может идти о ранее достигнутых политических договоренностях. Так, заявление о роспуске Верховной Рады, сделанное президентом Украины Владимиром Зеленским, является политико-правовым решением, считают в парламентской фракции «Самопомич».
«Это политико-правовое решение. Если кто-то хочет его оспаривать, ну это такое… если человек демократ, то он не должен бояться выборов», — заявил лидер фракции Олег Березюк. Он отметил, что теперь Зеленский должен подписать указ президента о роспуске Верховной Рады. «Мы должны увидеть указ, после которого через несколько дней ЦИК должна огласить выборы — досрочные выборы должны быть 21 или 27 июля», — сказал Березюк.