Освящением воды во всех водоемах — реках, прудах, колодцах и родниках 19 января на Праздник Крещения заканчиваются новогодне — рождественские гуляния. В этот день все православные верующие запасаются святой водой, которая не только не портится целый год, но и обладает целебными свойствами. И ничего удивительного в этом нет, ведь согласно поверью, освященная в этот день обычная вода превращается в воды священной реки Иордан, в которой когда — то крестился Иисус.
Киевская Иордань
У наших предков к этому празднику всегда был особый пиетет. Вероятно потому, что Киев с легкой руки Владимира Святославича, который окрестил своих сыновей, а потом и всех киевлян в Днепре (по некоторым предположениям в Почайне на Подоле — ред.), издавна сравнивали со святым Константинополем, откуда киевляне перейняли христианскую веру, или же с Иерусалимом, ну, а Днепр — Славуту — со святым Иорданом. Соответственно, и праздник Крещения в народе получил название Иордань или Ордана.
Была в Киеве и своя Палестина. Киевоведы уверяют, что так многочисленны паломники, приходившие поклониться киевским святыням называли урочище Крещатик, вместо которого теперь возникла главная магистраль столицы. Когда-то, по свидетельствам летописцев, здесь журчал одноименный ручей, который стекая с горы, впадал в реку Почайну в том самом месте, где когда-то состоялось историческое Крещения Киевской Руси, о чем сейчас свидетельствует памятный знак. Существовало когда-то в Киеве и Иорданское озеро. По историческим документам находилось оно на Оболонских лугах напротив Иорданского Николаевского женского монастыря, который существовал на Приорке (нынешняя ул. Фрунзе, 51, где теперь находятся корпуса Киевской нотной фабрики) до 1935 года. По одной из версий его название появилось оттого, что монахини в честь церковного праздника Крещения устраивали здесь прорубь для освящения воды, и было это еще со времен Киевской Руси. С этим местом киевские исследователи связывают и древнее предание о «Чуде св. Николая относительно половчанина, которое случилось в городе Киеве». В нем рассказывается, что один из киевских паломников, находясь на берегу реки Иордан в Палестине, выпустил из рук серебряный ковш, которым собирался напиться воды. А вскоре, вернувшись в Киев, и посетив вышеупомянутый монастырь, он нашел свой ковш в местном источнике. Это событие произошло где-то в XI или XII века. С тех пор и возникла знаменитая киевская легенда о тайных подземных ходах, которыми вода святого Палестинского Иордана попадает в Днепровские воды.
Крещенские традиции
«Иорданью» в народе называли и специальную прорубь, в которую священник погружал серебряный крест, осуществляя обряд освящения воды. В Киеве главную крещенскую «иордань» традиционно устраивали на Подоле — между Почтовой площадью и современным пешеходным мостом, как раз почти напротив того памятного места, где впервые крестили киевлян. Готовили ее заранее — накануне праздника, или рано утром. Самые крепкие мужчины шли к реке с топорами и ледорубами и вырубали на водоеме прорубь, а изо льда высекали крест и ставили его рядом, обильно облив красным свекольным квасом. Такую «иордань» было хорошо видно с любой точки, чтобы люди знали — куда идти за освященной водой. Кроме того, воду освящали в каждой церкви и монастыри, которые были в городе и окрестностях. Подобным же образом готовились к празднику Крещения и во всех других местах.
У женщин были свои обязанности: они хлопотали до дому и готовили праздничное угощенье, ведь накануне Крещения празднуется «Голодная кутья», или второй «Второй Сочельник» («Крещенский Сочельник»). Вечерняя трапеза была семейной, поэтому за столом собирались исключительно члены семьи, а гостей или соседей не приглашали. Как правило, в течение дня верующие люди воздерживались от пищи, а за стол садились с появлением на небе первой вечерней звезды. На ужин хозяйки подавали постные блюда, как и перед Рождеством, — жареную рыбу, вареники с капустой, гречневые блины на растительном масле, постные пироги, кныши и кутью — обрядовое кушанье, которое готовится изо ржи или пшеницы.
По мнению исследователей народных традиций, как кутья, так и культ воды – главного «действующего лица» этого зимнего праздника, перешли с языческих верований. Ведь, как это ни странно, один из главных православных праздников в церковном календаре, своими корнями уходит в древнейшую дохристианскую эпоху. Только в те времена это было чествование Воды, которую древние славяне считали Праматерью мира. Наши мудрые предки знали, что вода является носителем информации, и поэтому не только пытались с ее помощью угадать будущее, но и скорректировать его средствами обрядности, которые присутствуют не только в этот день, но во многих других народных праздниках всего годового календарного цикла. Воде не просто приписывались различные магические свойства: из нее черпали силы и красоту, она могла, как «оживить», так и «умертвить», защитить, спасти. Скажем, девушки часто гадали на свою судьбу: пускали венки на воду, капали воск со свечи в миску с водой, собирали утреннюю росу для различных магических действий, а в освященную воду клали калину или кораллы и умывались ею. К слову, в переводе с греческого языка слово «крещение» буквально означает «погружение в воду». А поскольку вода всегда считалась символом очищения, то именно она использовалась и во всех ритуальных обрядах.
Сегодня, наверное, никто точно не может сказать, когда же появилась традиция святить воду, но ее свято соблюдали и в Киеве, и в самых отдаленных городах и селах. И если в селе не было реки или пруда, священник освящал любой незамерзший источник или воду в колодцах, обходя их все по очереди. Порой этот обряд сопровождался выпуском в воздух белых голубей. А иногда и стрельбой холостыми патронами из ружей и пушек, для того, чтобы разогнать нечисть, которая по народному поверью пыталась выпрыгнуть из освященной проруби. А вот голуби символизировали триединство Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Ибо считается, что именно после принятия крещения на реке Иордан, выйдя на берег, Иисус впервые услышал с небес голос своего настоящего отца, назвавший его своим сыном, и здесь на него сошел Святой Дух в образе голубя. И отсюда происходит еще одно название этого праздника — Богоявление. В некоторых местах, преимущественно в западных регионах, для этого ритуала использовались еще и специальные свечи — тройки, перевитые вечнозеленым барвинком или веточками других высушенных цветов, что также символизировали три ипостаси Бога: Бог Отец — в голосе, Сын Божий — во плоти и Дух Святой — в виде голубя. Народные поверья и наблюдения на Крещение.
По народным верованиям, освященная вода имела свойства исцелять людей от болезней физических и душевных, защищать от влияния всего плохого, поэтому христианский по своей сути обряд водоосвящения дополняли древние народные обычаи и ритуалы. После окончания церковной службы и обряда освящения воды, люди набирали воду в чистую посуду и
торжественно несли ее домой. А наиболее отчаянные сразу же ныряли в прорубь, чтобы на протяжении всего следующего года не знать болезней и болячек и пребывать в неизменном подъеме духа. Но, поскольку зимы в прежние времена были более суровыми и морозными, то таких смельчаков находилось немного. Дома же с принесенной водой проводились определенные действия. Прежде всего, ею поили всех домочадцев: давали глотнуть всем по очереди — и малым детям, и старым, и тяжелобольным. После этого особой вербовой веточкой или пучком сушеных трав глава рода кропил святой водой весь дом, хозяйственные помещения, скотину и все имущество, чтобы уберечь его от беды, пожаров, напасти или от дурного глаза. А воду, которая еще осталась, ставили к образам, где она могла храниться в течение года и использоваться в случае необходимости. Освященная вода имела еще одно особенное свойство — она не портилась и не теряла своего естественного вкуса, сколько бы не хранилась.
Особой этого дня считалась не только вода, но и вся природа: земля, небо, звезды, за которыми внимательно наблюдали, пытаясь спрогнозировать следующий год. Наши предки давно заметили, если на Крещение день ясный — хлеба будут чистые, а если пасмурный — будет в поле полно «головни». Хлопья и обильный снег в этот день давал надежду на хороший урожай орехов и ягод. Деревья, покрытые инеем, вещали о хорошем урожае яровой пшеницы. Богатый урожай зерновых обещали и яркие звезды в ночном небе.
А еще существовало поверье, что в ночь перед Крещением можно смело загадывать любое желание, поскольку в это время небо открыто для любых просьб: оно будто бы превращается в ворота, отворенные к Господу. В такое время можно узнать и о своем будущем и высказать заветную мечту, которая обязательно сбудется, если это сделать искренне и с открытым сердцем.