14 октября в Украине отмечается один из самых почитаемых христианских праздников, которые приходятся на осенний период — Покрова Пресвятой Богородицы или как говорят в народе, Святой Покровы. Этот день — своеобразная граница между осенью и зимой, поскольку "Покрова накрывает траву листьями, землю снегом, воду — льдом, а девушек — брачным венцом". Эта народная примета гласит, что именно после этого дня в Украине наступает период массовых свадеб, а хозяева готовятся к зиме, подводя итоги сельскохозяйственного года.
Константинопольское чудо
Этот праздник имеет удивительную историю. Одна из легенд связана с киевскими князьями Аскольдом и Диром, которым приписывают первое крещение Руси. Именно они стали первыми свидетелями чуда Покрова Божьей матери, случившимся в тот момент, когда русичи привели свои дружины под стены Константинополя. Согласно летописям, в 860 году киевские князья Аскольд и Дир, тогда еще язычники, во главе огромного войска подступили к воротам Константинополя. Жители города собрались на молитву во Влахернском храме перед образом Богородицы — защитницы византийской столицы. Они искренне просили ее спасти город и защитить их от врагов. И вдруг Дева Мария явилась перед константинопольцами, сняла с себя покров и укрыла ею горожан, сделав их невидимыми для врагов. Русские воины, увидев такое чудо, сразу же уверовали в силу христианской молитвы и приняли крещение во главе с князем Аскольдом, который по возвращении в Киев, даже пытался распространить христианство на Руси.
Есть и другие сведения об этом празднике, свидетельствовавшие о его широком чествовании уже при правлении Ярослава Мудрого — с тех пор сохранились и первые упоминания о храмах в честь Покрова Богородицы. Но наиболее уважаемым праздник Покрова стало во времена Войска Запорожского, когда оно стало главным для украинского воинства — казачества, а одноименные храмы возводились везде, где селились казаки. Казаки — рыцари, стояли на защите не только своей земли и своего народа, но и христианской веры, постоянно подвергались опасности. Они молились, чтобы Богородица защищала их, покрывала своим покровом и освобождала от неожиданной смерти. Именно поэтому главный храм в центре Запорожской Сечи был в честь Покрова Пресвятой Богородицы. А в каждом доме, где рождался будущий защитник Отечества, обязательно появлялась особая икона — казацкая Покрова. На ней Дева Мария была изображена простирающей свой покров (омофор) над казаками, гетманами и духовенством, которые обращают к ней свои взгляды в молитве и с надеждой.
Киевские Покровские храмы
Да и сегодня в одной лишь столице имеется более десятка храмов, часовен и монастырей, названных в честь этого великого христианского события. Среди них – старинная Покровская церковь на Подоле — памятник архитектуры XVIII века, построенная в стиле украинского (казацкого) барокко известным киевским архитектором Иваном Григоровичем-Барским.
Покровская церковь на Подоле.
Еще один старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы начала ХХ века, но уже в нео-русском стиле, сохранился на Куреневской Приорке. Есть в Киеве и настоящая казацкая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Находится она на территории казацкого села "Мамаева слобода" на Отрадном. Этот деревянный храм был построен уже в начале этого тысячелетия по образцу старой казацкой церкви Запорожской Сечи с гравюры французского инженера Гийома де Боплана, выполненной в 1660 году.
Церковь Покрова Пр. Богородицы в Мамаевой слободе.
Также можно вспомнить Голосеевскую пустынь (бывший скит Киево-Печерской Лавры), основанный в 1631 году киевским митрополитом Петром Могилой. Закрытый во времена советского атеизма, он возродился в начале 1990-х годов, как Покровский мужской монастырь.
Покровский (княгинин) монастырь в Киеве.
Но самую большую известность среди всех киевских большей славы все же приобрел Свято-Покровский женский монастырь на Кудрявце, известный до революции как Киево-Покровский или Княгинин монастырь. Он был основан в 1889 году великой княгиней Александрой Петровной Романовой и прославился широкой благотворительностью и покровительством нуждающимся. В эту святую обитель приходили люди отовсюду и неизменно находили здесь помощь, душевный покой или же вечное пристанище.
"Пришла Покрова — заревела девка, как корова"
В народе Святую Покрову не просто уважали — ее ждали с особыми надеждами. Прежде всего, женщины, ведь от Покрова начинался свадебный сезон. В этот день в церкви спешили вдовы, одинокие женщины и девушки, которым не повезло выйти замуж. Они молились о том, чтобы стать под покров Богородицы. От тех времен осталась присказка: "Святая Покровушка, покрой мою головушку, хотя платком, хоть тряпкой, чтобы не осталась в девках".
У хозяев были свои дела: завершить до 14 октября все полевые работы, вспахать землю под зябь и посеять озимые. Интересно, что этот обычай уходит своими корнями еще в дохристианские времена и связан с культом поминовения предков, создания новых семей и окончания земледельческого цикла. После Покрова завершались уличные гуляния и начинались вечерницы, а для пожилых людей "посиделки" и разнообразные толоки. И об этом также напоминает шуточная народная поговорка: "Пришла страда — лежит баба мертва, а пришла Покрова — стала баба здорова".
Но, усерднее всего в этот день молились те, кто считал себя казаком, ведь Пресвятая Богородица Покрова была покровительницей украинского рыцарства. Воины, стоявшие на защите христианской веры и своего народа, постоянно подвергались опасности. Поэтому казаки молились, чтобы Богородица защищала их, покрывала своим покровом и уберегала от неожиданной смерти.
А еще на Покров вели наблюдение за погодой и пытались спрогнозировать зиму. "Если ветер в этот день с севера, то зима будет холодной и снежной, а с юга — теплой", — говорит одна из народных примет. И таких примет было множество: "Когда в течение дня ветер меняет направление, то и зима будет неустойчивой. Если на Покров листья с вишен не опали, зима будет теплой, а если снег не выпал, то его не будет и в ноябре ".