Летом, когда взорам окружающих открывается больше неприкрытой одеждой поверхности нашего тела, несложно заметить: многие из нас похожи на стены, разрисованные граффити. А еще совсем недавно татуированных людей в нашей стране побаивались. Ведь татуаж с соответствующей символикой делали в основном те, кто «отмотал срок». Сегодня же для молодежи татуировка — это прежде всего дань моде. И лишь немногие делают ее, исходя из глубоких философских убеждений или в воспоминание о каком-то важном жизненном событии. Однако в древности рисунки на теле носили глубокий и, подчас, тайный смысл.
Древние татуировки – прообраз одежды, «лекарство» или знак профессии
Среди рисунков, украшавших тела наших предков, невозможно было найти двух одинаковых. Ученый-этнограф М. Н. Миклухо-Маклай, путешествуя по островам Тихого океана в середине XIX века, создал ряд изображений татуировок племен островов Новой Гвинеи, Индонезии, Микронезии, Меланезии и Австралии. Там татуировками покрывали свои тела как мужчины, так и женщины, а наносились они посредством надрезов на коже. Орнаменты и узоры указывали на положение в обществе или на определенные культовые особенности.
Индейцы племени кадиувео в Южной Америке (Бразилия) вплоть до начала XX века, практиковали подкожную татуировку. Рисунки наносили даже детям с 6-7-летнего возраста. Узор намечали углем, затем накалывали колючкой кактуса или рыбьей костью. В качестве краски использовали сажу или пальмовую золу, разведенную слюной. Знатные женщины татуировали себе руки от плеч до запястий, и лишь в редких случаях наносили тату на лицо, что считалось признаком низкого происхождения.
У азиатских эскимосов татуировка делалась продергиванием под кожей нитки с сажей, служила способом лечения или «меткой» какого-то заболевания. Тату, состоящее из простых линий, наносилось на больные части тела с медицинской целью, как женщинам, так и мужчинам. С той же целью при нервных заболеваниях над бровями наносились схематические изображения человечков.
В Японии искусство тату называют иначе — "ирэдзуми". Археологами найденные глиняные статуэтки, изображающие людей с признаками искусственно нанесенных на коже узоров, датирующиеся V веком до н. э. Считается, что привычку к украшательству тела японцы переняли от древних обитателей Японского архипелага – айнов, чьи татуировки носили ритуальный характер. Вытатуированными крестами и полосами метили, например, касту неприкасаемых, а также преступников. Власти средневековой Японии жестоко преследовали поклонников "ирэдзуми".
Обычай татуировать свое тело переняли почти все племена человечества, за исключением арийцев и индоевропейцев. Интересно, что татуировки нередко напоминали узоры, украшающие глиняную посуду, циновки, шкуры и другие предметы обихода. Это позволяет ученым рассматривать тату, как составную часть исторического процесса возникновения одежды.
Обычай наносить тату сохранился и в средние века. Многие ремесленники Франции, Германии и Италии выводили на теле знаки своих цехов. Например, у мясников на левой руке изображались два топора и под ними бычья голова. Однако в те же времена тату можно было встретить нередко и у разбойников и воров. И искусство "ирэдзуми" проникло в Европу. В 1868 году в Японию хлынули иностранцы-дипломаты, торговцы, моряки. Очарованные прелестью "ирэдзуми", они наносили себе на тело японские рисунки, японской татуировкой обзавелась даже греческая королева Ольга и герцог Йоркский (будущий английский король Георг V).
Тату «напоказ» и «секретные»
Вероятно, самая распространенная «локализация» татуировок – на плече – пришла к нам из древности. У хантов и манси, представителей финно-угорских народностей и предков современных россиян, существовало поверье, что вторая душа человека, носившая название «урт», появляется в образе птицы. Во время сна она якобы покидает человека и может проникать даже в загробный мир. Чтобы этого не случилось, манси, желая удержать при себе душу-птицу, прибегали к татуировке фигуры птицы именно на плече.
Сейчас многие из тех, кто хочет сделать татуировку, действуют по принципу «налетай, торопись, наноси живопись». То есть, не слишком «парятся» по поводу накалываемых «картинок». В подмогу желающим украситься – вездесущий Интернет, в котором значение татуировок упорядочено в алфавитном порядке: акула (символ власти и покровительства), бабочка (утонченность), бесконечность (начало мироздания и бесконечности жизненного цикла, его часто накалывают как напоминание о значимых событиях: любовь, дружба, одиночество, память и т.д.), волк (сила воли, смелость и решительность, мужество и преданность, семейственность) и так далее… Однако настоящие приверженцы философии и этого искусства никогда не наколют себе случайной татуировки. А также не станут рассказывать всем встречным-поперечным о том, что их татуировка значит.
К тому же, если бы молодые люди, мечтающие «завести» себе модную татуировку, знали, что обозначают те или иные рисунки и символы, они бы поостереглись наносить на тело подобные «романтические» изображения. В частности, парусник с белыми (незаштрихованными) парусами обозначает… склонность к бродяжничеству, а с черными — бежавшего из-под стражи преступника-гастролёра. А русалка, которую обвивает змей, обозначает… полового садиста, осуждённого за изнасилование и отбывающего наказание в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Вообще татуированные соборы, монастыри, даже святые, ангелы, богородицы появляются главным образом на спине и груди (реже на животе) воров, «не запятнавших себя предательством перед товарищами» осуждённых.
Поэтому, если вы уж решились наколоть тату – ознакомьтесь прежде с тем, то означают символы, которые вы будете носить на коже пожизненно.