В украинском прокате – международный блокбастер «Вий-3D» (режиссер Олег Степченко). К проекту приложили руки Россия, Украина, Европа. В титрах обозначено, что этот фильм «по мотивам Николая Гоголя». Но честнее было бы написать – «по мотивам режиссерских фантазий на тему Гоголя».
Сопоставления со знаменитым советским «Вием» 1967-го (с Натальей Варлей в роли Панночки и Леонидом Куравлевым в роли Хомы Брута) здесь будут беспочвенны и неразумны. Советская киноклассика все-таки придерживалась сюжетных линий великих писателей. Ну а наше новое независимое кино, разгоряченное от собственной важности, чаще экранизирует сны и сновидения своих же продюсеров или их любовниц.
Новый проект и является таким себе «страшным сном» (не хочется говорить – бредом), который преследует режиссера, продюсера, оператора, сценаристов… Поэтому детей и школьников для ознакомления с творчеством Гоголя на подобный проект водить запрещено. Иначе у школяров и не читающих отроков создадутся ложные представления о творческом методе Николая Васильевича. А вот для импортных целей, для кассовых сборов и для освоения многомиллионного бюджета данный проект – самое то.
Его адресная аудитория – те, которые никогда не читали и уже никогда не прочтут ни «Вия», ни «Мертвые души». Ну а людям просвещенным остается констатировать следующее… В новом фильме все очень дорого и визуально красиво. Оператор и компьютерщики – молодцы. На чешской студии «Баррандов», где в основном и проходили съемки, действительно удалось создать маленький украинский ад, в который попадает главный герой фильма. И тут, внимание, им оказывается не бурсак Хома Брут, а британский верноподданный, исследователь-географ-картограф (актер Джейсон Флеминг). Дома, в Англии, его разлучили с беременной возлюбленной. И далее по неведомым законам пространственного перемещения он оказывается в гуще украинских событий. В аду! Глазами этого британца мы и смотрим двухчасовой фильм об украинских ужасах. Когда на неведомых дорожках встречаются следы невиданных зверей. Когда старые ведьмы сексуальных красавиц. Когда сивуха льется рекой. И весь этот мирок забытого Богом хутора пропитан жестокостью, нетерпимостью, подозрительностью. Все как в западных триллерах. Но все не как у Николая Васильевича, где широта украинской души переливалась красками колоритными, сочными, жизненными. И даже противостояние с нечистью у Гоголя было похоже на какую-то игру по правилам, на сговор землян и потусторонних сил. Картинка нового «Вия» многим может напомнить клипы киевлянина Алана Бадоева, которые он снимал для «ВИА Гры» и Аллы Пугачевой («Приглашаю на закат»): много деталей, томного пафоса, готического излишества. Игра актеров в фильме напоминает игру этих же актеров во всех остальных фильмах: ни Алексей Чадов, ни Нина Русланова, ни другие особо не блещут в двухчасовом клипе (исключение, пожалуй, живой образ Валерия Золотухина).
В новом «Вие» события начинаются год спустя, после того, как они закончились у Гоголя. То есть история прокручивается по новому кругу. Как бы разоблачая прежний обман… Обман из гоголевского текста? И уж извините, если раскрою одну из сюжетных тайн, пафос премьерного фильма в том, что Вия не было! Мол, Вий – это плод дикой фантазии посредством массового алкоголизма на заброшенном хуторе.
Идея, конечно, смелая. Но совсем не оригинальная. Автор на нее имеет законное право. За исключением одного «но». В оригинале – в творческом пространстве Николая Васильевича – люди и бесы, живые и мертвые, составляют сущность и целостность единого мира. Они вроде неразрывны. Какой Вакула без черта? Какая «Сорочинская ярмарка» без Красной Свитки? Лишить Гоголя «гоголевского» — это же сущее ребячество с претензиями на оригинальность.
Ну а во всем остальном у режиссера Олега Степченко кино удалось. Он снял кассовый дорогой, зрителями востребованный блокбастер, который забудется сразу же после проката.