Шесть лет подряд в Украине идет реформа ЖКХ и будет идти еще четыре года. Но за это время не сделано ничего, кроме повышения цен. И снова мы слышим о том, что надо поднимать тарифы, так как они якобы занижены. Эту мысль настойчиво навязывает нам Международный валютный фонд. И в унисон ему вторит правительство. В Советском Союзе расходы граждан по оплате всего набора жилищно-коммунальных услуг составляли 13 копеек в месяц за 1 кв. метр жилой площади. То есть квартплата за стандартную двухкомнатную квартиру составляла 5–8 рублей. А сейчас она кое-где уже превышает размер пенсии и зарплаты. И как людям жить? />
Еще в феврале 2007 года Премьер-министр Виктор Янукович поручил Генеральной прокуратуре и правоохранительным органам изучить вопрос обоснованности повышения тарифов по всей Украине. Вот его слова: «Я хочу подчеркнуть, что мы не допустим ситуации, чтобы не чистые на руку дельцы наживались на искусственном повышении тарифов». Приводил Виктор Федорович тогда такие примеры, что, скажем, в Ужгороде в тарифы включили представительские расходы местных руководителей.
Что же изменилось сейчас? Почему вместо слов об ОБОСНОВАННОСТИ тарифов мы вновь слышим о НЕОБХОДИМОСТИ их ПОВЫШЕНИЯ? И почему только к вопросу цены сводится так называемая реформа? Неужели не ясно, что это не решит ни одной из проблем, которые стоят перед коммунальным сектором. А население, которое сейчас добросовестно платит 92-96% начисленных сумм, может перестать платить. Потому, что невозможно на зарплату в 1000 гривен оплатить квартплату в 700 грн., накормить детей, купить лекарства и оставить еще какие-то крохи на черный день. НЕВОЗМОЖНО!
Согласно данным Госкомстата, в 1990 году оплата жилищно-коммунальных услуг, (без учета электроэнергии) в среднем составляла 2% от среднемесячного дохода семьи, в 2001 году — около 12%. Сегодня, большая часть граждан имеет доходы ниже средних, и начисляемые им платежи (еще до всякого повышения цен) превышают 40-50% от доходов.
При этом, по данным Госкомстата, размер субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг за 5 месяцев снизился на 8 млн. грн. – до 27,9 млн. грн. Что люди стали богаче жить? Или получить субсидию теперь труднее?
Давайте проанализируем, кто ставит население перед выбором: купить хлеб или оплатить квартиру? Другими словами, кто считает, что тарифы у нас занижены? Те, кто поставляет газ, тепло, воду и т.д. Т.е. олигархи от коммунального бизнеса. В их руках находится сегодня генерация, облэнерго, облгазы, водоканалы и они перекладывают все затраты на плечи потребителей. Они же лоббируют более высокие цены на жилищно-коммунальные услуги с нескрываемым цинизмом. Как сказал один бизнесмен от коммуналки: «Разве у нас высокие тарифы? Я за вечер в ресторане трачу больше».
Вот вам классическая иллюстрация тезиса «Бедные платят за богатых». Разгадка секрета, почему тарифообразование в Украине – это тайна за семью печатями, абсолютно непрозрачный, кулуарный процесс. И почему потребителям не говорят правду, сколько стоит газ, вода, электричество, из чего складывается конечная цена?
Реформа ЖКХ – это, прежде всего, понятная тарифная политика. Когда будет расшифровано, какова истинная цена гидроэнергетики, тепловой энергии, атомной, ветроэнергии, и почему люди платят именно 25 копеек за кВт-ч, а коммунальные предприятия вообще – 70 коп за кВт-ч.
Когда официально признают, что люди получают на коммунальное потребление украинский газ по цене 190 грн за тыс. куб. м., а не российский – по $300 за тысячу кубов. Или, наоборот, народу скажут правду, что украинский газ разобрали для своих предприятий олигархи, а населению предложили заплатить по самой высокой ставке.
Невозможно не коснуться отдельно такой пикантной темы, как убытки. Большинство коммунальных предприятий, как и отрасль в целом, являются убыточными. Причем, убытки исчисляются миллиардами. При этом у топ-менеджеров этого убыточного сектора зарплаты по 20-30 тыс. грн. ежемесячно. За что? Как раз за то, что они убыточны, за то, что у них непомерно высокие затраты.
Ведь чем больше дисбаланс между расходами на поставку воды или обеспечение теплоснабжения и их ценой, тем больше дотации. Местные и центральные бюджеты задыхаются от подобных расходов. А кто получает дотации? Граждане? Потребители? Нет. Их получают все те же олигархи от коммунального бизнеса.
Конечно, они не заинтересованы в том, чтобы урезать расходы, проводить энергосберегающие мероприятия, модернизировать отрасль. У них логика другая: если меньше останется на ресторан, нужно сокращать работников (урезать им зарплату) или требовать повышения тарифов.
Сколько же это все будет продолжаться? Сколько еще потребитель будет оплачивать неэффективную работу коммунальных предприятий, включая и премии начальников, и огромные потери производства?!
По данным специалистов, на сегодня потери электроэнергии в сетях составляют около 20%, тепловая энергия и вода теряется в размере — от 30 % до 50% . Причина известна – устаревшая инфраструктура, прогнившие трубы, высокая себестоимость получения тепла и электричества. И что, если поднять тарифы это кто-то будет устранять? Нет. Потому, что за счет потребителя снова произойдет покрытие издержек, связанных с неэффективным управлением. Т.е. мы заплатим за то, чтобы коммунальщики продолжили работать по старинке. Вот и все. А на модернизацию инфраструктуры в очередной раз не будет денег.
Спрашивается, куда ж тогда делись кредиты ЕБРР, Мирового банка и проч., которые Украина получала на реформы в коммунальном секторе? Интересная деталь. Недавно была статья, где проводились параллели между Киевом и Варшавой. Обе столицы получали кредиты. Но в Варшаве – почти 600 км изолированных труб, обеспечивающих резкое снижение потерь тепла, в Киеве в пять раз меньше. Потери воды после модернизации сократились втрое, тепла – вдвое, численность управленцев – тоже вдвое, и эффективность выросла вдвое. Теплоснабжение Варшавы осуществляют несколько ТЭЦ, которые работают на угле, а одна из них — и на коммунальных отходах.
А у нас старые ржавые трубы не могут поменять на пластмассовые, которые втрое дешевле и 200 лет могу лежать в земле не ржаветь. Канализационную воду пьем и за это платим. Об угле вообще забыли. Глядя на польский опыт, спрашивается, почему государство не использует для энергоносителей украинский уголь? Ведь – давайте посчитаем – тонна угля стоит 600 грн, полторы тонны угля заменяют 1000 куб. м. газа. Это – 900 грн. но не 2,5 тыс. грн за 1000 куб. м. российского газа.
Почему представители МВФ, педалируя тему повышения тарифов, не выставляют условием получения кредитов качество услуг, экономию ресурсов? Почему Украину не заставляют делать то, что делает Европа?
В Европе сейчас стремятся к тому, что должны возводились только Niedrigstenergiegebäude — «нулевые дома». То есть здания, которые не только могут обеспечить себя энергией, но и вырабатывать ее излишки. 18 мая 2010 года Европейский парламент пересмотрел директиву об энергоэффективности зданий. И постановил с 2021 года возводить только такие дома.
Для Украины это фантастика. Почему же от нас не требуют ни развития ветроэнергетики, ни резкого уменьшения затрат, посредством новых технологий, что стимулировало бы и нашу науку, и наше инновационное производство?!
Потому, что западу выгодно у себя развивать энергосберегающие технологии, ставить сохраняющие тепло окна, прокладывать «умные теплосети», а Украине сбагривать устаревшее оборудование и строительные материалы. Не останавливать же производства, если есть такой рынок сбыта!
А чтобы наша страна могла рассчитываться по иностранным кредитам, нас заставляют ничего не делать и только повышать тарифы. Но можно повысить раз, потом – еще раз, потом, окажется, что и этого недостаточно. И что? Сколько ежемесячных зарплат нужно будет отдать за стандартную квартиру в панельном доме с грязным подъездом, вонючим мусоропроводом, холодными батареями, прогнившими трубами и треснутыми стенами?! Сколько?