Тарифы на газ определены, однако это не успокаивает…

С началом нынешнего месяца для украинских потребителей газа в вопросе его цены, наконец, наступила определенность. Тем не менее, эксперты, чиновники и народные депутаты заверяют, что вследствие исходной непрозрачности политики ценообразования на этот вид топлива, неустойчивого курса доллара и вызванной кризисом общей шаткости макроэкономических параметров, тарифы на него будут пересматриваться чуть ли не ежемесячно.

Ценовая определенность

В последних числах января Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины установила предельную цену на природный газ для промышленных потребителей и других субъектов хозяйствования на 2009 год на уровне 2020,25 грн. за 1 тыс. куб. м без НДС и ряда дополнительных платежей, исключая плату за реализацию. Кроме того, был также установлен и особый тариф на этот вид топлива для предприятий горно-металлургического комплекса и химической промышленности, который составит 1899,25 грн. за 1 тыс. куб. м. Следует учесть, что дополнительные платежи, а именно: НДС, целевая надбавка, плата за хранение газа и его транспортировку, начисляемые украинской стороной, составляют, как правило, не менее 40% от исходной цены газа на границе Украины с Россией. А потому, в конечном счете, в нынешнем году голубое топливо будет обходиться промышленным потребителям в сумму на уровне 3000 грн. или на уровне 400 долларов.

Нужно отметить, что на сей раз, для достижения определенности в вопросе оплаты природного газа, промышленным потребителям пришлось прибегнуть к особому ходатайству. Так, накануне объявления предельной цены на этот вид топлива пресс-службой НКРЭ руководство Украинского союза промышленников и предпринимателей призвало Кабинет министров не тянуть больше с этим делом и внести в него окончательную ясность. Дело в том, что поскольку один из важнейших параметров хозяйственной деятельности предприятий все еще оставался неизвестным, все их финансовые планы, формируемые на весь год в конце декабря/начале января, просто повисли в воздухе.

Ситуация осложнилась также и тем, что вследствие кризиса многие промпотребители – в основном представители химпрома – в принципе не могли планировать собственную производственную деятельность, поскольку не знали, смогут ли они вообще себе ее позволить. Так, например, такие крупнейшие представители химической отрасли как концерн «Стирол», а также один из основных украинских производителей аммиака и азотных удобрений как «ДнепрАзот» вследствие кризиса и в связи с недостаточными объемами поставок газа в январе были вынуждены остановить производство. При этом сразу же после обнародования цен на газ они надеялись возобновить работу.

Как бы то ни было, но поскольку цена на природный газ, наконец, была определена и объявлена, все отечественные промпредприятия, которые весь первый месяц текущего года платили за него по прошлогодним ценам, должны будут в срочном порядке не только доплатить разницу, но и внести плату за февраль. Времени же на анализ экономической эффективности, поиск ресурсов экономии и элементарную корректировку примерных финансовых планов у них, по сути, уже не осталось. Одним словом, новые правила игры в сфере газовых поставок были навязаны им задним числом.

Экономический резонанс

Вице-президент консорциума «Индустриальная группа», управляющего активами корпорации «Индустриальный союз Донбасса», Александр Пилипенко соглашаеться, что увеличение цены на газ повлияет на рентабельность хозяйственной деятельности метпредприятий. При этом он подчеркнул, что металлургическая промышленность далеко не так уязвима в этом аспекте, как химическая. Металлурги, во-первых, не используют газ в таком количестве, как «химики», а, во-вторых, могут прибегнуть к альтернативным видам топлива и тем самым выйти из зависимости от цен на газ. 

В свою очередь, председатель Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах считает, что «повышение цены на природный газ для промышленных предприятий на 30% является слишком значительным в условиях кризиса, когда сокращение промышленного производства в машиностроении, «химии» и металлургии в декабре составило от 37% до 43%». Так же, как и г-н Пилипенко, он констатирует, что в наиболее сложном положении окажется химпром, поскольку производство некоторых видов продукции станет крайне убыточным, в частности – аммиака и карбамида.

Действительно, как подсчитали эксперты Федерации работодателей Украины, себестоимость производств карбамида при исходной цене на газ 179 за 1 тыс. куб. м составляла 240 долларов на 1 тонну. При этом себестоимость производства этого же вида продукции на российских предприятиях, являющихся главными конкурентами украинских производителей удобрений на мировом рынке, составляет 150 долларов за 1 тонну. То есть, по сути, отечественный химпром проигрывал своим конкурентам еще в минувшем году, что не имело для него никаких серьезных последствий только вследствие максимально благоприятной конъюнктуры внешних рынков.

В нынешнем же году, когда цена газа существенно выросла, а мировой спрос и, соответственно, цены на этот вид продукции не менее ощутимо снизились, рост себестоимости украинского карбамида как минимум в 2,5 раза повлечет за собой полную утрату конкурентоспособности его производителей. И, как отмечают независимые эксперты, «потеря отдельных рынков для украинских производителей химической продукции может стать окончательной». Однако для производителей аммиака, выпуск которого даже при стоимости газа в 179 долларов является убыточным, дела будут обстоять еще хуже. Во всяком случае, в январе текущего года в Украине производство товарного аммиака было прекращено.

С тем, что рост цены на газ в период глобального кризиса, к которому Украина оказалась совершенно не готовой, окажется крайне тяжелым испытанием для отечественной экономики, согласны и зарубежные эксперты. В частности, по мнению эксперта центра «Номос» Михаила Гончара, новая цена на этот вид топлива станет «экономическим шоком» для 75% украинских предприятий. 

Непрозрачная политика

По мнению вице-президента консорциума «Индустриальная группа» Александра Пилипенко, в сложившейся ситуации могли бы сыграть положительную роль, по крайней мере, два фактора: экономическая обоснованность цены и ее определенность в долгосрочной перспективе. Однако, как отмечают многие специалисты, именно эти факторы в политике ценообразования на природный газ как раз таки отсутствуют.

Так, в начале февраля президент УСПП Анатолий Кинах заявил, что отечественных промышленников «беспокоит не только высокая цена природного газа, но и непрозрачность, а также непредсказуемость ее формирования». По его словам, правительство с самого начала вместо того, чтобы утвердить рыночный механизм образования цены на газ, который предполагал бы объективный учет всех ее параметров – платы за прокачку, цены на транзит и так далее, внедрило сомнительную и неясную схему, которая внесла в него существенный дисбаланс. Из этого следует, как считает г-н Кинах, что издержки данного дисбаланса должен будет кто-то компенсировать, а потому – цена на газ уже в ближайшее время будет расти. И это ставит промпроизводителей «в положение полной неопределенности относительно того, когда и насколько она увеличится».

О том, что ситуация с ценой на газ несет в себе подоплеку весьма существенной неопределенности, заявила и народный депутат Инна Богословская. Так, нынешний тариф на газ рассчитан исходя из средневзвешенной цены импортного газа на 2009 год, составляющей, согласно официальной версии, 228,8 доллара за 1 тыс. куб. м, и в соответствии с официальным курсом Национального банка Украины, который на тот момент не превышал 7,7 грн. за 1 доллар. Однако, по оценкам г-жи Богословской, «реально контракт между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» дает средневзвешенную цену свыше 250 долларов». При этом, как заявляют независимые эксперты, цена на газ в четвертом квартале нынешнего года пока совершенно неизвестна, а это значит, по меньшей мере, то что средневзвешенная цена может быть откорректирована. Кроме того, по словам специалистов НКРЭ, есть решение Кабмина о том, что в случае роста курса доллара к началу февраля и, далее, – каждого следующего месяца, цена на газ для промпотребителей будет в соответствии с ним пересчитана. И это значит, что к общей неопределенности средневзвешенной цены на год добавится фактор курсовой нестабильности, который будет действовать ежемесячно.

Еще одним фактором, который может повлечь за собой пересмотр цены на газ для промпотребителей в сторону увеличения, является, по мнению г-на Кинаха, сохранение тарифов на этот вид топлива для населения на прежнем уровне. Как напоминает эксперт, «это создает угрозу дальнейшего ухудшения финансового состояния компании «Нафтогаз Украины» вплоть до банкротства». А значит способом его возможного предотвращения могут стать, опять таки, повышенные тарифы на газ для промпредприятий. То есть – «Нафтогаз» будет кредитовать население, а промышленники – сам «Нафтогаз», со всеми вытекающими последствиями подобного замкнутого круга, конечным пунктом которого станет опустошение Госбюджета и проблемы с выплатами зарплат и пенсий тому же населению.

Действительно, на сегодня Национальная комиссия регулирования электроенергетики оставила неизменным тариф на природный газ для теплокоммунэнерго, потребляющих ежегодно до 10 млрд куб. м, который на сегодня составляет 872,78 грн. за 1 тыс. куб. м. Однако, по подсчетам заместителя головы Секретариата Президента Романа Жуковского, в течение 2009 года разница в стоимости импортного газа и его оплате теплоснабжающими предприятиями составит примерно 16 млрд грн. И это при том, что на ее компенсацию в Госбюджете-2009 год предусмотрено в 10 раз меньше, то есть всего 1,6 миллиарда гривен. В результате, как считают независимые аналитики, правительству все-таки придется пересмотреть свою политику образования цен на газ в направлении ее большей экономической обоснованности и, разумеется, большей прозрачности.

 

Читайте также по теме