Все 23 года существования Украины её гражданам нагло врут о том, что уровень оплат за услуги ЖКХ не покрывает их себестоимости. Делается это с одной единственной целью – создать информационный фон для обоснования очередного роста тарифов в пользу частных владельцев предприятий этой сферы экономической деятельности. Если работа ЖКХ такая убыточная, то почему СМИ и доски объявлений не пестрят объявлениями: «отдам облэнерго в хорошие руки» или «избавлюсь от водоканала за приличное вознаграждение»? Ответ до безобразия прост – отрасль фантастически прибыльна. Хотя отдельные предприятия и могут быть малопрофитными или даже убыточными.
С тем, что тарифы можно и, в отдельных случаях, нужно повышать, спорить сложно. Да – можно и нужно. Но перед тем, как это делать, следует провести массу подготовительных работ не просто для обоснования такого повышения, а для того, чтобы решить все проблемы, которые есть с качеством обслуживания клиентов. И только потом рассчитывать новые тарифы.
Как может выглядеть подобная схема на практике? Да элементарно и очень по-европейски:
· Представители госслужбы по контролю качества предоставляемых услуг ЖКХ и, возможно, члены общественных организаций/местных общин в качестве наблюдателей с одной стороны и специалисты компаний-поставщиков услуг с другой стороны, проводят совместный аудит и приходят к выводу, что состояние сетей/оборудования/уровня социального обеспечения сотрудников и т.д. не соответствует требованиям норм и правил и не в состоянии обеспечить потребности потребителей в качественных услугах;
· По результатам аудита составляется акт, на основании которого согласительная комиссия работает на тем, чтобы выяснить – сколько и чего следует модернизировать, отремонтировать, установить нового и на сколько поднять зарплаты для того, что качество услуг было приемлемым;
· На основании составленного акта, компания-поставщик услуг составляет смету работ и калькуляцию новых размеров зарплат;
· Данная смета согласовывается с представителями местной общины и определяются сроки выполнения работ;
·Утвержденная сметная стоимость закладывается в тариф как инвестиционная составляющая, которая имеет как минимум две части – постоянная (стоимость оборудования, прокладки коммуникаций, их амортизации и прочих одноразовых затрат) и переменная (стоимость текущего ремонта, индексация зарплат и т.д.);
· Исходя из размера инвестиционной составляющей определяется объем необходимых ресурсов, которые требуется изыскать для проведения работ;
· Компания-поставщик услуг и местная община согласовывают свои доли в финансировании проекта по модернизации;
· Каждая из сторон выделяет средства на проект (собственные или кредитные);
· Проект реализовывается;
· По его окончанию сводится итоговый баланс и проводится повторный аудит с мониторингом текущего состояния все в том же трехстороннем составе – поставщик, местная община, госконтроль;
· Сумму, выведенную в итоговом балансе закладывают в новый тариф, причем четко регламентируют период, в течение которого будет возвращена постоянная часть затрат и с какого момента рост тарифов будет покрывать только переменную составляющую (то есть будет ниже, так как вложения – окупятся, а кредиты – отдадут);
· Если существуют законодательные ограничения в рентабельности, то в тариф также закладывается строго определенная норма прибыли для компании-поставщика;
· Население получает платежки с новыми тарифами на услуги ЖКХ.
Примерно в таком порядке и происходит увеличение стоимости социально значимых услуг там, куда Украина многие годы пытается вступить, хотя всегда есть и исключения из правил. Как минимум потому, что при наличии конкуренции – многое из вышеперечисленного решается иным образом, но просто так, как это происходит у нас, никто цены и тарифы не повышает.