Электроэнергия для бытовых потребителей в будущем будет дорожать, поскольку электроэнергетический сектор должен тотально перейти на рыночную модель, говорят эксперты. Речь идет о повышении тарифов в разы.
В январе Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), отменила льготный тариф 0,90 гривны за первые 100 кВт-ч, и ввела единую цену на уроне 1,68 гривны за кВт-ч. Эта цена установлена в рамках режима ПСО, при котором НАК «Энергоатом» ответственен за поставки населению электроэнергии по фиксированной цене.
Данный тариф, согласно решению чиновников, будет действовать до конца марта, однако, исходя из последних заявлений представителей власти, есть все основания думать, что он будет сохранен.
«Цена на электроэнергию для населения с первого апреля. Этот вопрос сейчас обсуждается в Министерстве энергетики. Скорее всего, цена останется 1,68 гривны за кВт-ч», – в марте заявил премьер-министр Денис Шмыгаль.
Аналогичным прогнозом поделился глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк, отметивший, что постановление Кабмина «О возложении спецобязанностей на рынке электроэнергии» (режим ПСО), очевидно будет продолжено без изменений.
Текущий тариф – 1,68 гривны за кВт-ч – нерыночный, и не покрывает издержек по поставке электроэнергии, поэтому финансовые недостачи, возникающие в секторе, ликвидируются за счет промышленных потребителей и бизнеса, которые платят по полной. Такой механизм называется перекрестным субсидированием.
В течение февраля средневзвешенная цена на электроэнергию на рынке «сутки вперед» выросла для промышленных потребителей на 200 гривен до 1636 гривен за МВт-час, против 1438 гривен в январе. Это произошло из-за подорожания газа, который используется для производства электроэнергии, и увеличения доли импортируемого ресурса, в частности из Беларуси.
Само подорожание электроэнергии повышает себестоимость промышленных и продовольственных товаров. Поэтому в скором времени стоит ждать роста цена на продукты, включая товары первой необходимости.
Как видим, простым гражданам, несмотря на «нерыночный» тариф на «свет», приходится все равно платить за «скачки» цен в «промышленном» сегменте, в котором, начиная с июля 2019 года, действует новый рынок электрической энергии с моделью, подобной в странах ЕС.
«Мы сейчас совершенствуем рынок, но есть еще много моментов, над которыми надо работать. В целом там наблюдаются нормальные тенденции и индикаторы. Колебания цены электроэнергии происходят в соответствии с общеевропейскими тенденциями. Регулятор на постоянной основе следит за ситуацией: мы одновременно либерализируем рынок, и пытаемся не допустить возникновения шоковых ситуаций, чтобы не скомпрометировать внедрения рынка электрической энергии в целом», – говорит глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк.
В будущем рынок неизбежно придет и в «бытовой» сегмент, и граждане наряду с промышленными потребителями будут платить по полной. Отметим, что на тотальной рыночной модели настаивают западные партнеры Украины, включая Международный валютный фонд (МВФ), который является ключевым кредитором страны и во многом определяет ее экономической вектор. И тут главный вопрос – когда украинцы получат рыночные тарифы.
«Со следующего отопительного сезона нас ждет отсутствие инструментов ПСО на рынке природного газа и на рынке электроэнергии. Это означает рост цен на электроэнергию на 50%, рост цен на газ — на 50%, рост цен на тепловую энергию- на 30% и подорожание всех остальных ЖКУ, так как их составляющими являются все вышеперечисленные услуги», — поделился прогнозом эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев.
При этом один из самых жестких сценариев роста тарифов для населения – 3,50 гривны за использование свыше 500 кВт-ч.
Ну а пока, как говорилось выше, тариф будет сохранятся на уровне 1,68 гривны за кВт-ч.
Экономист Олег Пендзин не исключает, что предстоящая «заморозка» тарифа на «свет» может стать одним из препятствий в продолжении сотрудничества с МВФ, без кредитов которого макроэкономическая устойчивость страны ослабнет.
«Шмыгаль не упомянул про ПСО в сфере электроэнергии, рассказывая про выполнение 5 структурных «маячков» для сотрудничества с МВФ, три из которых – на совести парламента, а два – это газ и макроэкономические показатели – в компетенции правительства. Шмыгаль заявил, что эти «маячки» власть почти выполнила. Думаю, он покривил душой. В этих 5 «маячках», то есть в требованиях МВФ, есть не только тарифы на газ, но и на электроэнергию», — сказал эксперт.