В фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» звучит один знаменитый риторический вопрос: «Скажите, эта дорога ведет к храму?» Так вот, если бы сегодня в центре Киева спросили подобное, ответ напросился бы сам собой: «Нет, эта дорога ведет на баррикады. А в храмах, театральных залах пока что выжидание и сумятица…»
Недавний концерт известного исполнителя Фемия Мустафаева в Национальной филармонии Украины собрал практически полный зал. И то собрание подобного благородного общества случилось в виду важного повода: певца выдвигали на Шевченковскую премию, и в зале было много приглашенных. И искренние слушатели, и близкие люди артиста пробирались в филармонический зал кто как мог. Любыми обходными путями. С Майдана к филармонии не дойти, потому что тебя трижды остановят, а потом арестуют активисты. С Грушевского проход закрыт, поскольку плотное кольцо Беркута охраняет административные здания от штурма. И осталась одна лазейка – с Подола. С Почтовой площади вверх! Этот путь, благо, пока еще открыт для любителей прекрасного. Концерт Мустафаева оказался исключением из нынешних правил жизни филармонии. Этот храм вынужденно закрыт для посетителей уже больше месяца. Музыканты на репетиции кое-как пробираются. А вот зрители не рискуют. Мало ли, какой коктейль попадет тебе в голову. Руководитель филармонии Владимир Лукашов опасается, что несколько охранников не смогут отбить штурм активистов, если те решат погреться у костра великого искусства. Ведь дрогнули же стены даже такого монолита, как культурный центр «Украинский дом», который рядом с филармонией.
По соседству от этих пустующих очагов культуры в центре Киева и здание Театра кукол. Помещение напоминает киевлянам дорого изготовленную игрушку, прекрасный сувенир для деток. Но и здесь сейчас – тишина. Спектакли отменили. Не то что дети, даже их родители не хотят совать носа в пекло сражений или перемирий на улице Грушевского. Поэтому антракт этот для театра, для филармонии, для «Украинского дома» может растянуться еще на год. Покуда не изберут нового президента. Администраторы в шоке, экономические показатели ведут к банкротству… А что делать, если «авария в центре города остановила не только транспортное, но и культурное движение»?
Некоторое время пребывал в состоянии коллапса театр имени Ивана Франко. Когда рядом с этим театром на улице Городецкого построили баррикаду (возле Министерства юстиции), зритель начал таять в зале, как снег в марте. 100 человек на 800 мест! Такие показатели были только в криминальные 90-е, когда люди боялись выходить на улицу и смотрели дома по телевизору сериал про дикую Розу. В состоянии блокады также Национальная музыкальная академия имени Чайковского с прекрасным концертным залом внутри оной. Когда начали жечь шины и разжигать гадость в бочках, уцелевшие певицы в этом заведении стали жаловаться на першение в горле от мерзкой гари. И ничего не попишешь. На улице революция – значит надо терпеть.
Лучше ситуация в этом время в Национальной опере Украины и Театре имени Леси Украинки. Там тоже не всегда аншлаги из-за политических аварий в центре, но хотя бы подступы к театру не блокируют борцы за наше великое завтра. Зритель, тем не менее, устает дома от технологичных новостей на олигархических каналах, устает от призрачности настоящего дня, который дарит неуверенность… И этот зритель, как партизан, лишь только спускаются сумерки, перебежками-перебежками устремляется в столичные театры – поддержать их рублем, а себя поддержать культурным духом. Поскольку от «духа политиканства» уже всех давно тошнит.