Технический дефолт Украины: не так страшно, как кажется

Нынешнее правительство Украины уже вошло в историю, как первое приведшее страну к дефолту. Пусть еще не полному, а все лишь избирательному и ограниченному во времени техническому дефолту.

Произошло это знаменательное событие достаточно тихо и практически незаметно для украинских СМИ. Незаметно, потому как о дефолте так долго и много говорили, что когда он наступил – на это никто обратил внимания, как в поучительной детской сказке о мальчике, который часто пугал односельчан криками «волки, волки!».

Поэтому, когда на сайте Кабмина появилась новость под маловразумительным названием «Ключевые факты о дальнейших этапах процесса реструктуризации», СМИ её банально проворонили. И очень зря. Ведь за словоблудием заголовка скрывалось объявление технического дефолта по части внешнего долга Украины, номинированного в евробондах.

В частности, своим постановлением «О начале процедуры реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его списания» № 978-р от 22.09.2015 правительство заявило о следующем:

— Временно, начиная с 23 сентября 2015 приостановить осуществление платежей по погашению и обслуживанию государственного долга и гарантированного государством долга по долговым обязательствам по бумагам с погашением в 2015-2023 гг на срок, установленный статьей 1 Закона Украины «О особенности осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом»

— предоставить кредиторам предложения обмена (изменения условий) платежей

— по результатам принятия кредиторами предложений обмена (изменения условий) КМУ подготовит проекты актов об условиях обмена (изменения условий действующих займов), выпуска и продажи долговых обязательств государства и государственных деривативов

— Государственной казначейской службе предписывается временно остановить операции с бюджетными средствами, предусмотренными в государственном бюджете для осуществления расходов по погашению и обслуживанию долговых обязательств.

Фактически это означает объявление технического дефолта. Правда, поясняя распоряжение правительства, в пресс-службе отметили, что:

— временное приостановление платежей является техническим мероприятием

— временная остановка платежей распространяется на 9 из 14 серий ОВГЗ и гарантированных государством еврооблигаций ГП «Фининпро», включая еврооблигации с погашением в сентябре и октябре 2015 года

— временная остановка платежей не включает любые ОВГЗ и гарантированные государством еврооблигации ГП «Фининпро», которые не предусматривают осуществления любых выплат в период с 23 сентября до 1 декабря 2015 года.            

С вечера 22 сентября, когда данное постановление было приято, а новость опубликована на сайте КМУ, из неё чудесным образом исчезло упоминание о том, что данная временная приостановка не касается долговых обязательство перед Российской Федерацией. Так что можно предположить, что Россия также не против подобного развития событий. Либо же долги РФ будут погашать после 1 декабря.

Прогнозы рейтингового агентства Moody's полугодовой давности блистательно подтвердились. 24 марта 2015 года рейтинговое агентство Moody's понизило суверенный кредитный рейтинг Украины до уровня Ca, отметив «практически 100%-ную вероятность» объявления дефолта по долговым обязательствам страны. Тогда в компании объявили о понижении долгосрочных долгосрочного рейтинга эмитента и рейтинга государственных обязательств Украины с уровня Caa3 («преддефолтный») до Cа («в состоянии дефолта либо близки к дефолту»).

Чреват ли чем-то существенным и негативным технический дефолт для граждан Украины? Нет. Они, скорее всего, не заметят его точно так же, как и СМИ не заметили объявление о дефолте. До декабря, когда «временность» дефолта должна закончится, на экономику страны будут оказывать влияние иные факторы – рецессия, падение экспорта и импорта, рост цен и тарифов, усиление фискального давления на бизнес и увеличение безработицы. Дефолт на этом фоне может пройти незамеченным. Разве что НБУ и валютные спекулянты попробуют раскачать курс гривны. Но для этого потребуется «шумиха» в СМИ и лишние гривны. Так что риск девальвации национальной валюты есть, правда, пока мало связанный именно с техническим дефолтом.

Юрий Гаврилечко

Читайте также по теме