Дмитрий Санин
01:23 03/03/2014

Тело на грани нервного срыва

Поздней ночью на экраны украинских кинотеатров пробралась «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Самая ожидаемая картина (в среде интеллектуалов) этого года. Сеансы предопределили ближе к полуночи. Чтобы не развращать детей и подбодрить взрослых. Как известно, фильм фон Триера возникает на украинских экранах в два захода: первая часть уже вышла в феврале, а вторая – появится в середине марта.

«Триеромания» – довольно интересное явление среди любителей кино на рубеже ХХ-ХXI веков. Этот известный датский кинорежиссер обладает гениальным чутьем киноинтуита и выдающимся мастерством кинопостановщика.

Ключевые шедевры в мире кино последнего времени («Рассекая волны», «Доггвиль», «Антихрист», «Меланхолия») – его рук дело. /> Каждый раз фон Триер, берясь за новую тему, возвращается к истокам собственной внутренней смуты. Что и кто есть человек под бременем внешних обстоятельств и внутренних противоречий-комплексов?

Попытка очередного ответа на такой вопрос – и в «Нимфоманке».

Снова-таки переплетение внешних и внутренних факторов: необузданная публичная сексуальность героини по имени Джо и тайники ее душевной смуты, которая и бросает эту женщину в объятия десятков разных мужчин.

Фон Триер строит свой фильм как роман с ответвлениями. Основная линия – диалог Джо с неким холостяком Селигманом (который выслушивает ее исповеди и истории с приключениями). Сопутствующие сюжетные линии – это «картинки» из прошлого Джо (Шарлота Генсбур), в которых ее тело предстает как улика, как игрушка, как механизм, как кусок скорбной плоти…

Длинный-длинный фильм – о приключениях одного женского тела – каждого зрителя может подвести к неожиданным выводам. И, возможно, каждый по-своему окажется прав. В данном случае будет прав тот, кто признает: Ларс фон Триер не столько издевается над своими поклонниками посредством избытка порнографических этюдов, сколько ужасается – очевидному… Весь мир – это уже не театр, это уже даже не казино, это уже даже не КоламбияПикчерз, это, естественно, давно не Достоевский, Чехов и Пруст… Это одно сплошное порно. Это черта, через которую легко переступило человечество, даже не встрепенувшись, даже не устыдившись тому, что в мире, оказывается, должно оставаться место и духовному, и человечному, и возвышенному. Этого уже нет. Это только в диалогах на исповеди со случайными встречными. Фон Триер, какие бы цветочки не дорисовывали его фильму, жестко и отрешенно констатирует очевидное: разложение одной души и одного тела – это уже разложение целого мира. Нашего мира. Глядя в монитор (на ленту новостей), понимаешь, что этот мир грубо изнасиловали, как героиню Ларса фон Триера. 

Читайте также по теме