На экранах мира и страны – завершающий аккорд кинотрилогии режиссера Кристофера Нолана о Человеке-Летучей Мыши (Бэтмене). «Темный Рыцарь. Возрождение легенды». Американская премьера, как известно, превратилась в американскую трагедию. В городке Аврора (штат Колорадо) некий 24-летний психопат Джеймс Холмс, выдавая себя за злодея Джокера из предыдущей картины, расстрелял в упор первых зрителей фильма. 14 убито, 58 ранено… И, видимо, кровавая бойня лишь раззадорила народные массы. Последние кассовые итоги показывают, этот «Бэтмен» может стать одной из самых успешных лент 2012 года.
Кинематограф иногда вторгается в жизнь человека напролом. «Волшебный луч», как луч в гиперболоиде инженера Гарина, порою стирает в сознании грань между миром реальным и вымышленным. Иногда даже «самые умные» зрители превращаются в наивных детей, готовых принять экранное действо за «саму жизнь». Великий гуманистический кинематограф ХХ века был щедр на добрые фокусы. Когда-то, например, одна из западных кинозвезд во время просмотра в Москве в конце 60-х фильма «Три тополя на Плющихе» с гениальной Татьяной Дорониной стала просто из зала кричать советской героине: «Вон же ключи! Возьми их… Он тебя ждет!» (То была знаменитая сцена переживаний колхозницы Нюры перед запертой дверью и перед «невстречей» с героем Олега Ефремова).
А «Чапаев» братьев Васильевых?! Да, конечно, по тем временам (1930-е), может, и пропагандистское кино. Но все-таки искусство. Тоже ведь неистовствовали и кричали, когда на экране Борис Бабочкин переплывал реку Урал, прошиваемый белогвардейскими пулями… Верили ему, воспринимали за «парня из нашего города».
Однако влияние искусства на умы и влияние технологий на оные – весьма разные вещи. Недавний пример с фильмом Нолана о Бэтмене – случай показательный, симптоматичный. Это образец чистейших универсальных технологий на грани искусства, которые порабощают. Настолько идеально все исполнено.
В своем триптихе 41-летний успешный Нолан моделирует настолько убедительный параллельный мир, что действительно – тело вжимается в кресло, когда наблюдаешь за похождениями «мышей» и людей в апокалиптическом пространстве Готэм-сити. Особенно эффектно это удалось постановщику во второй части – «Темный рыцарь» (2008-й). Город Зла буквально втягивает в свои темные механические ритмы. Герои, а их пристойно играют Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Морган Фриман, выглядят исключительно живыми людьми, попавшими в прорву злого виртуального водоворота…
Талантливый Нолан в своих фильмах не то чтобы «демонизирует» Зло, он представляет его как аморальную идеальную неизбежность. И это Зло в его «Рыцарях» настолько энергично, убедительно, тотально и непобедимо, что, право, большое счастье, что фанаты картины не начали палить по зрителям во всех остальных кинотеатрах планеты. Нолановский Джокер (уже покойный актер Хит Лэджер из предыдущей ленты) был признан критиками и зрителями одним из лучших кинозлодеев всех времен и народов. Увы, он стал «образцом» для подражания…
Новое Зло у Нолана в премьерной картине воплощают некие террористы, и это Зло снова побеждает. Эффект ленты в том, что новое Зло своей безликостью и неуловимостью еще более опасно. Глупо надеяться, что в конце такого темного тоннеля у зрителя вспыхнет хоть капля надежды…
Бравые «темные рыцари» убили не только человеческие надежды и искусство, а и саму веру в Добро. В то, что света в мире все-таки больше, нежели тьмы, что светлый, а не темный рыцарь встретит свою принцессу, Чапаев переплывет реку Урал, а колхозница Нюра будет счастлива с Олегом Ефремовым…