Руководство Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) распорядилось в шесть раз увеличить количество своих сотрудников, находящихся в Украине и, в частности, на Юго-Востоке нашей страны. Эта распространенная накануне новость вызвала в аналитической среде неоднозначную реакцию. По словам одних, присутствие наблюдателей в мятежном регионе будет способствовать восстановлению мира и порядка, другие же сомневаются в эффективности Миссии. Сама же Организация предпочитает абстрагироваться от развернутых комментариев по этому поводу.
Отчасти европейских чиновников можно понять. У структуры пока нет четкого плана действий, который позволил бы максимально скооперироваться с Киевом в деле урегулирования так называемой «донбасской проблемы». На этом фоне как-то странно звучит заявление Генерального секретаря ОБСЕ Ламберто Заньери, который дипломатично, но весьма резко дал понять, что Миссия внесет вклад в нормализацию политической и общественной жизни «ровно настолько, насколько сможет». Дескать, Организация не намерена больше подвергать опасности жизни и здоровье своих сотрудников. Напомним, что 29 мая в Северодонецке (Луганская область) уже были похищены несколько европейских «миссионеров». Пленников удалось освободить лишь после длительных переговоров украинской стороны и пророссийских ополченцев.
Сейчас региональная Миссия насчитывает 80 человек — они принимают посредническое участие в обмене военными и контролируют выполнение достигнутых соглашений о временном прекращении огня. Но это является лишь частью их, если так можно выразиться, «командировки». Львиная доля заданий ОБСЕ в данном контексте касается мониторинга предстоящих в Украине парламентских выборов. А вот с этим справиться будет явно нелегко. Опять-таки в отношении того же Донбасса. Все дело в том, что западные наблюдатели планируют присутствовать лишь на тех участках в Донецкой и Луганской областей, которые к моменту голосования будут находиться вне зоны конфликта. Как подчеркивает руководитель Миссии Тана де Зулуэта, ее сотрудники не намерены рисковать, а, следовательно, в подконтрольные ополченцам населенные пункты украинского Юго-Востока попросту не поедут. Следует особенно отметить, что европейцы также рассчитывают на то, что украинские власти обеспечат им должную защиту и в других областях, где потенциально возможны провокации как на самих выборах, так и в ходе избирательной кампании.
Итак, уже в самое ближайшее время упомянутых наблюдателей в нашей стране станет, как минимум, 480 человек. Помимо «донбасской» и «предвыборной» тематик, им предстоит заняться мониторингом состояния экономики и прав человека в Украине. Впрочем, как утверждают эксперты, это также косвенным образом касается всего вышеперечисленного. Но вот ведь в чем дело: предыдущие, относительно малочисленные по составу гостей Миссии, неплохо справлялись и в тогдашнем формате. Зачем в таком случае усиливать украинское отделение структуры в геометрической прогрессии?
По мнению ряда аналитиков, присутствие таких представителей столь уважаемой в Европе организации сможет сыграть на руку многим украинским политикам, желающим повысить свои рейтинги в ходе того же избирательного процесса.
«Не исключено, что уже завтра-послезавтра отдельные претенденты на депутатские кресла, будут проводить «активные переговоры и консультации» с активистами европейских групп мониторинга, — сказал в комментарии ГолосUA бельгийский юрист Клаус Хофф. — Мнение ОБСЕ по тому или иному поводу и ранее играло большую роль в карьерах высокопоставленных украинцев и от него сейчас зависит, что, например Объединенная Европа скажет о выполнении Минских соглашений, о прозрачности кандидатских кампаний и вообще о новой украинской власти. С большой вероятностью можно предположить, что за положительные отзывы европейцев в Украине развернется самая настоящая борьба».
Как бы там ни было, Миссия уже приступила к так называемой «активной фазе работы». Результаты это работы мир узнает примерно через полтора месяца.