Тернистый путь электронной демократии в Украине

Попытки украинской власти «сделать все как в Европе» постоянно наталкиваются на препятствия в виде национальных особенностей. Ни одна из административных процедур так никогда еще не была доведена до состояния работающего сервиса. Скорее всего, то же самое случится и с замечательной инициативой Минюста о переводе нагрузки по поиску и выбиванию из чиновника бумажных справок разных видов с гражданина на самого чиновника.

Согласно заявлению первого заместителя министра юстиции Украины Натальи Севостьяновой, с 1 октября этого года (то есть, сегодняшнего дня) при обращениях граждан ни одна государственная организация больше не будет иметь права требовать от них всевозможные справки от граждан. Предполагается, что чиновники будут сами получать нужные им документы, обращаясь к электронным реестрам данных. Для этого им откроют бесплатный доступ к этим ресурсам, где они смогут получить необходимую информацию. По словам замминистра, это касается не только справок, но и различных выписок, документов о рождении, браке и других.

В перечень реестров, доступных на специальном сервисе Минюста попали:

• Реестр методик проведения судебных экспертиз /> • Единый реестр специальных бланков нотариальных документов
• Единый реестр общественных формирований
• Реестр общественных объединений
• Единый реестр нотариусов
• Государственный реестр аттестованных судебных экспертов
• Единый государственный реестр нормативно-правовых актов
• Единый государственный реестр исполнительных производств
• Государственный реестр обременений движимого имущества
• Наследственный реестр
• Реестр специальных бланков документов информационной системы Министерства юстиции Украины
• Единый реестр доверенностей
• Государственный реестр печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности
• Государственный реестр актов гражданского состояния граждан
• Единый реестр предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве
• Государственный реестр прав на недвижимое имущество
• Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения.

Вот очень хотелось бы верить, что это нововведение поможет гражданам, но… скорее всего, если это и произойдет, то не с 1-го октября, а как минимум через пару лет. Почему? Да потому что:

1. чиновников надо научить работать с реестрами и пользоваться ими практически в «автоматическом режиме», так как в противном случае очереди к каждому чиновнику будут не меньшими, чем в «единое окно» налоговой, сразу после его создания;

2. весь документооборот придется перевести в электронную форму, так как в противном случае каждую справку придется распечатывать и подшивать в дело, сколько это будет стоить – пока сказать невозможно, предусмотрены ли на это деньги в госбюджете на будущий год – непонятно, в бюджете этого года ничего подобного нет;

3. системы исправления ошибок в реестрах пока нет и непонятно что делать с ними;

4. нет единого агрегатора, который бы позволил чиновнику, используя гибкий и настраиваемый под каждого обратившегося интерфейс получать доступ к необходимой информации из разных реестров. Значит чиновнику придется искать/запрашивать каждую отдельную выписку/справку вручную, что сделает процесс оформления любого документа достаточно длительным;

5. вряд ли существующая нормативно-правовая база в полной мере отражает порядок использования электронных документов, а значит распечаток все же не избежать;

6. как открытые реестры и бесплатный (а значит неограниченный) доступ к частной информации граждан Украины со стороны ЛЮБОГО чиновника соответствуют действующему законодательству о защите персональных данных – неизвестно. Какими и на сколько высокими будут риски мошеннических операций с частными данными – непрогнозируемо, да и на сколько они защищены от взлома – непонятно;

7. что делать со справками, которые нельзя получить из существующих реестров по причине отсутствия их там, также неизвестно.

Можно еще долго перечислять причины, по которым данный сервис не будет работать так, как задумано, но само его появление факт достаточно позитивный. Вот только желание все сделать побыстрее и отчитаться об очередной реформе может пойти во вред разумной и рациональной инновации. Как бы не пришлось вновь к бумажным справкам возвращаться.

Читайте также по теме