Тихая административная революция

Административная революция, о которой так долго говорили чиновники, свершилась. В ночь с 9 на 10 декабря Президент Виктор Янукович совершил кадровый переворот, резко переформатировав правительство. Представьте себе: ушел с работы министром, а проснулся отставником.  

Среди министров, которые потеряли свои кресла, — Василий Цушко, Анатолий Толстоухов, Василий Надрага, Владимир Яцуба, Дмитрий Колесников, Юрий Ященко, Константин Ефименко, Равиль Сафиуллин, Юрий Хиврич. Именно эти люди не нашли себя в новых списках Кабинета министров. Да сама структура правительства претерпела резкие изменения: министерств теперь будет не 20, а 16, а вице-премьеры получили дополнительную министерскую нагрузку. На повестке дня новое кадровое сокращение: на 30% снова сократят бюрократический аппарат, хотя два месяца назад министерства и ведомства уже урезали штат на 20%. В общем, на смену налоговому бунту пришел правительственный переворот.

Конечно, никто не допускает мысли о том, что изгнанные чиновники всех мастей выйдут бастовать на площадь, требуя вернуть себе уютные кабинеты и непыльную работу. Скорей всего, сейчас начнется массовый процесс трудовой миграции в те структуры, которые остались. Кроме того, наша украинская практика административного реформирования известна тем, что сократив одно министерство на «выходе» получаем три комитета и два агентства. Пока соответствующих указов нет, но они могут и появиться. Потому что Антимонопольных комитетов куда Президент делегировал экс-министра экономики Василия Цушко, на всех не хватит. Конечно, г-н Бродский может приветствовать решение Президента в своем блоге и утверждать, что его комитет совершенно правильно «урезали». Бродский-то проживет на своих матрасах «Венето», а вот куда деваться профессиональным аппаратчикам вроде А. Толстоухова?

Вообще-то, Украина не впервые переживает процесс административного реформирования. Достаточно вспомнить, что все выборы, начиная с 1999 года, сопровождались лозунгами «Чиновников — на нары!», настолько плотно государственный аппарат сросся с коррупционными схемами. Однако, все попытки и Кучмы и Ющенко что-то изменить, оканчивались плачевно для системы государственного управления. Второй Президент ввел институт государственных секретарей, которые должны были «присматривать» за подопечными министрами. В результате и штат сотрудников, и зарплаты, и суммы «подношений» увеличились вдвое: ведь отныне надо было договариваться не только с министром, но и с его шефом. Кроме того, крайне сложно было осуществлять надзор за силовиками…

Виктор Ющенко традиционно наступил на грабли административного реформирования в 2005-м году. Назначил ответственного по админреформе Романа Безмертного. Тот долго не соглашался быть вице-премьером по административной реформе, потом понуро рисовал графики и схемы перед парламентом. Кончилось все тем, что Романа Петровича с его новациями освистали даже в родном Макаровском районе, где он пытался провести эксперимент по европеизации системы управления. Что-то, касающееся финансовой и государственной поддержки самоорганизующимся общинам…

Ну не понимали бедные макаровцы принципа, который был взят на вооружение: мониторинг общества за действиями чиновников, чиновники живут на одну зарплату, в силовые ведомства приходят гражданские лица. Ну пришли. Луценко и Гриценко возглавили МВД и МО. Результат, как говорится, налицо. Боеспособность армии не увеличилась, а Луценко, как известно, больше прославился скандалами в немецком аэропорту, чем реальными реформами милиции. И вот пришел четвертый Президент…

Единственное, что отличает Виктора Януковича от его коллег по президентскому цеху, так это решительность и твердость намерений. Никто ж не сомневался, что идея административной реформа «рассосется». Также следует всем подготовиться к жилищной, пенсионной и земельной реформе. Все будет очень быстро и жестко. На Майдане не успеешь сбегать, как все закончится. Эту модель Виктор Янукович позаимствовал у Путина. Недаром же сразу после кадровой зачистки Кабмина глава Украина полетел в Москву. Однако, у Путина были эксклюзивные условия проведения административной реформы — он опирался на силовые политические группировки, которые и помогли новому российскому правителю провести «инвентаризацию» правительства и отделить государство от олигархических кланов. 

В Украине другая ситуация. Виктор Янукович не опирается на системные политикообразующие группы, потому что их… нет или они находятся в зачаточном состоянии. Достаточно посмотреть на тех, кто сохранил своих кресла в Кабмине, чтобы понять, что сохранился баланс между «донецкими» и группой Бойко-Фирташа-Левочкина. Другими словами, Виктор Федорович вынужден и считаться, и опираться на две противоборствующие политические ФПГ, а это всегда нестабильно. Итак, каковы первые итоги кадровой революции?

Первый. Виктор Янукович провел показательные сокращения чиновников самого высшего ранга, «урезал» аппарат Кабмина и сэкономил около миллиарда гривен в бюджет. Весомые достижения, народу это должно понравиться. Особенно перед Новым годом. 

Кроме того, дан властью симметричный ответ налоговому Майдану: «репрессии» касаются не отдельного класса частных предпринимателей, как кто-то думал, играть по государственным правилам будут все — в том числе, и государственные мужи. То есть, проведена демонстрация нежелания перекладывать бремя реформ только на социально слабые низы. Ничего подобного — пострадали и министры, и руководители Комитетов, и другие высокопоставленные лица. 

Кстати, случайно или нет, но аккурат под «реформу» Юлия Тимошенко дала очень интересное интервью одному из украинских журналов, где открыто признала, что 5 лет оранжевого правления — это чистый провал и никаких реформ власть Тимошенко-Ющенко провести не сумела. На фоне этих признаний Президент Украины выглядит просто мессией-реформатором, спасителем родины.

Второй. Виктор Янукович легко избавился от потенциальных политических конкурентов. Все заметили, что «модерновому» европейскому политику Сергею Тигипко достался скучный социальный блок. Это как болото: кто в «социалку» пойдет, тот там и останется. Экономический лоббист Тигипко после этого назначения может ставить крест на своих партийных и политических перспективах. Отныне все социальные беды и проблемы будут прочно связаны с его именем, а кресло под ним будет шататься регулярно. К тому же эта « ссылка» на социальное поле — ощутимый удар по имиджу либерального, современного и перспективного лидера. 

Кроме того, «хитрым» способом Президент смог избавиться от «лузеров», подставивших его с Налоговым кодексом: Тигипко сослали, Цушко перевели в АМКУ, а Комитет предпринимательства во главе с Бродским вообще упразднили. И пусть попробует кто-то теперь сказать, что виновные в разработке несовершенного налогового документа не были наказаны. Опять-таки, к кому будут апеллировать предприниматели, когда их начнет «щемить» Налоговая? А не к кому…

 Третье. Удовлетворены требования МВФ, в частности, в вопросе секвестра бюджета-2011. Однако, усиленное давление Международного валютного фонда имеет негативные последствия: в спешке проведены локальные, а не системные реформы. Но, понятно, что никого в МВФ это не интересует. Зато обновленному правительству дадут очередной транш, с помощью которого можно сдержать кризис и социальные волнения. Политика «соглашения» с МВФ подтверждает, что нынешняя власть мало чем отличается от предыдущей — у нет комплексного плана реформа, нет видения перестройки экономики. Поэтому мы снова будем жить от транша до транша, попадая во все большую зависимость от «донорских средств».

 

Читайте также по теме