Об обмене пленными пока не договорились. По экспертному мнению, наиболее приемлемым для украинской стороны сценарием стала бы заморозка конфликта: все остается в нынешнем виде, только стрелять не будут. Дескать, «наших бы это устроило».
«Не может быть в одной строке Украина и ОРДЛО»
Заседание Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию конфликта на Донбассе проходили 18 и 19 мая – накануне итоговой пресс-конференции Президента Владимира Зеленского по результатам двух лет его правления.
Сообщалось, что речь на заседании ТКГ шла об обмене пленными. Но договоренности не было. Напомним, что после победы Владимира Зеленского на президентских выборах состоялся первый за два года обмен — 29 декабря 2019 года. Тогда Украина передала 124 человека, а противники вернули 76 человек. Это произошло после встречи лидеров стран «нормандского формата» — Украины, России, Франции, и Германии в Париже 9 декабря 2019 года. В числе неотложных мер тогда были названы всеобъемлющее прекращение огня, разведение сил и средств, обмен пленными.
В 2020 году обмен был один обмен. 16 апреля прошлого года украинская сторона передала 14 человек, а противоборствующая сторона — 20. Зато 27 июля 2020 года началось самое длинное за время конфликта перемирие. Формально оно не заканчивалось, однако с февраля нарастало напряжение.
Накануне нынешнего заседания российское издание «Коммрсант» процитировало главу киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко
Он полагает, что оптимальным вариантом для Донбасса мог бы стать приднестровский сценарий, когда «нет войны, но нет и полного урегулирования»: «Заморозка — наиболее реалистичный сценарий. Все остается в нынешнем виде, только стрелять не будут. Наших бы это устроило», — приводит слова Фесенко kommersant.ru.
В то же время, спикер украинской делегации в ТКГ Алексей Арестович заявил, что не стоит ожидать прогресса в урегулировании конфликта на востоке Украины от очередных заседаний 18-19 мая.
«Наивно ждать от украинской делегации для участия ТКГ прорывов там, где пока не справляется коллективный Запад … Россия весь комплекс вопросов — гуманитарных, безопасность, экономических, политических последовательно привязывают к вопросу признания Украиной так называемых «ЛДНР» … Заставить кремлевское руководство на данном этапе изменить свою позицию не удаётся пока даже коллективному давлению Запада», — цитирует Facebook Арстовича Интерфакс-Украина.
Интересно, что ранее, глава украинской делегации в ТКГ Леонид Крачвчук, рассказал в интервью nv.ua, почему не удалось договориться об очередном перемирии с 29 апреля в связи с пасхальными праздниками.
«Потому что Россия и представители ОРДЛО написали [в документе]: «Украина и ОРДЛО». Во-первых, здесь дело не в том, что мы уже настолько не хотим слушать ни Россию, ни ОРДЛО — мы слушаем всех, когда это рационально, а достижение мира для нас является самым важным. Такова позиция президента Зеленского, а также Верховной Рады и правительства, это наша общая точка зрения», — рассказал Леонид Кравчук.
Он подчеркнул: «Если вопрос касается ТКГ, то наши полномочия определены, и мы не можем писать «Украина». Я не представляю Украину — ее представляет Президент согласно Конституции, а также Верховная Рада и другие органы, полномочия которых определяются Конституцией и законом. Более того, не может быть в одной строке и Украины, и ОРДЛО».
Любопытно, что по версии российской стороны, согласно договоренностями о перемирии от 22 июля 2020 года стороны согласовали меры для прекращения огня, ключевым элементом которых должно было стать взаимодействие сторон конфликта в Совместном центре контроля и координации (СЦКК).
«Речь шла о прямом взаимодействии представителей вооруженных сил Украины и народной милиции Донбасса для максимально быстрого реагирования на нарушения режима прекращения огня, их верификации и эффективного предотвращения эскалации перестрелок. Украина подписалась под этими договоренностями, но всячески уклоняется от их практического исполнения», — цитирует rbc.ru замглавы администрации президента России Дмитрия Козака.
«Координатор ОБСЕ готов лично…»
Алексей Арестович заявляет, что Россия стремится легализовать ОРДЛО, «поскольку это один из ведущих механизмов разрушения украинской государственности и контроля украинской внутренней и внешней политики»
«Украина никогда не наделит ОРДЛО особым статусом. Это означало бы вывод России из статуса государства-агрессора и участника конфликта», — поясняет он.
Отметим, что переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе ведутся в двух форматах: в «нормандском формате» (Украина, Россия, Франция, Германия), и Трехсторонней контактной группе (ТКГ) «минского формата» в которой участвуют Украина, Россия, ОБСЕ, а также присутствуют представители самопровозглашенных республик.
Причем в «минском» формате должны выполняться решения «нормандского» формата. На деле происходит так, что участники ТКГ «минского формата» жалуются друг на друга участникам «нормандского формата». Например, Дмитрий Козак написал туда письмо, что, дескать, «усилия Киева нацелены не на установление мира, а на уклонение от контактов с ДНР и ЛНР». Примечательно, что в «нормандском» формате на уровне советников глав государств, Россию представляет он сам (в ТКГ Россию представляет Борис Грызлов).
Украину в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) представляет Кравчук, а в «нормандском» формате — глава Офиса президента Андрей Ермак. После заседания ТКГ состоявшегося конце апреля, представитель украинской делегации Сергей Гармаш рассказал rbc.ua: «Не договорились, к сожалению, ни о чем. Хотя пять часов работали именно по треку подгруппы по безопасности. Вклинился в ее работу господин Козак и привлекли к ее работе господина Ермака, даже согласовали компромиссный текст, на который согласилась Украина и Россия, но госпожа Никанорова (представитель «ДНР» — rbc.ua.) фактически заблокировала этот процесс».
По мнению Гармаша, «пятичасовой спектакль» был устроен, «чтобы показать субъектность ЛДНР». Как пояснил позже в интервью Леонид Кравчук, украинская сторона на подобное согласиться не может, но российская сторона «продолжает такую линию, что, мол, Россия не участвует в конфликте, это наш «внутренний вопрос» и мы должны договариваться с ОРДЛО».
Глава Офиса Президента Андрей Ермак так же подчеркивал: «Каждый раз пытаются заставить нас начать диалог по включению сепаратистов, которые приглашены, но не являются стороной ТКГ». По словам Ермака, представляющего Украину в «нормандском формате», стороной переговоров должна быть Россия, «все партнеры должны напоминать об этом».
По сути, речь идет о привлечении к разбирательствам Франции и Германии, поскольку, украинская и российская стороны и так постоянно напоминают друг другу обязательства разного рода.
Отметим, что переговоры ТКГ посвящены обеспечению безопасности в зоне конфликта, соблюдению режима прекращения огня, возобновлению работы пунктов въезда-выезда и открытию новых КПВВ, обмену удерживаемыми лицами и т.д.
19 мая Алексей Арестович заявил, что участники переговоров подтвердили дополнительные гарантии безопасности для работы КПВВ. «Координатор ОБСЕ в гуманитарной подгруппе сказал, что он готов лично поехать и дать объективную оценку готовности сторон к их зеркальному открытию со стороны ОРДЛО», — сообщил он.