На днях премьер-министр Испании Мариано Рахой выступил с заявлением, которое повергло в недоумение тысячи аналитиков по всему миру. В ходе пресс-конференции в Мадриде он внезапно подчеркнул, что намеченные на 21 декабря нынешнего года выборы в местные органы власти Каталонии фактически не имеют «абсолютно никакого значения». Дескать, подобное всенародное волеизъявление носит исключительно формальный характер, и даже если 90% жителей региона вновь проголосуют за отделение от Испании, испанские власти аннулируют результаты пресловутого голосования. Подобное утверждение уже вызвало бурю негодования не только в самой Каталонии и других автономных провинциях, но и в руководстве Евросоюза. Как утверждают эксперты, таким образом, Мадрид намерен поставить окончательную точку в вопросе суверенитета Барселоны.
Слова Рахоя отчасти можно объяснить усталостью испанского премьера. С момента провозглашения независимости Каталонии 1 октября он пребывает под постоянным прессингом со стороны общественности – как местной, так и международной. Возможно, только благодаря определенной выдержке ему удалось не только подавить массовые антиправительственные выступления на каталонской территории, но и убедить жителей мятежного региона в необходимости пересмотра свои позиции относительно будущего провинции. Эффект такого убеждения принес свои результаты: местное население со стоическим спокойствием отреагировала на задержание нескольких чиновников Женералитета (правительства) Каталонии и объявление в международный розыск каталонского лидера Карлеса Пучдемона, который к тому моменту вместе с десятью своими министрами попросил политического убежища в Брюсселе. Далее сеньор Мариано работал, что называется, «на износ». Каким-то удивительным образом он добился организации новых выборов в каталонское правительство 21 декабря, уже обеспечив победу сторонников целостности Испании. Более того, Рахой произвел «показательное помилование» сразу нескольких экс-чиновников Женералитета, поклявшихся абстрагироваться от идеи суверенитета и пообещавших убедить бывших соратников голосовать в ходе нового референдума за так называемое «единство короны».
И вдруг – заявление, свидетельствующее о том, что мнение рядовых каталонцев официальный Мадрид, или, по крайней мере, команду самого Рахоя интересует мало. «Испанским властям с таким трудом удалось урегулировать взрывоопасную ситуацию в мятежном регионе, — сказал корреспонденту ГолосUA европейский эксперт в сфере международного права Кнут Берг. – Нет никаких сомнений в том, что эту новую позицию испанского премьера каталонцы будут считать явным оскорблением». По мнению К. Берга, не исключено, что уже в ближайшее время в Барселоне, Таррагоне, Жироне и других крупных городах автономии на улицы выйдут тысячи «несогласных».
А вот здесь все будет зависеть уже не столько от выдержки Рахоя, сколько от здравого смысла мадридской Фемиды. Накануне Верховный суд Испании (ВСИ) поручил специальному следственному комитету предоставить соответствующие доклады о настроениях среди представителей каталонского политикума. Как отмечают обозреватели, результатом этих докладов может стать расширение списка обвиняемых по делу о «сепаратизме». В эти списки снова попадут и Карлес Пучдемон, и представитель партии «Левых республиканцев» Марте Ровире, и еще, как минимум, двадцать активистов. «Складывается впечатление, что Мадрид будет делать все возможное, дабы продемонстрировать свою неприязнь к сторонникам независимости, — подчеркивает в комментарии ГолосUA правозащитник Къяртан Селнес. – Но это поведение наверняка приведет к обратной реакции. Если испанский премьер Рахой проигнорирует декабрьский референдум в Каталонии, Мадрид столкнется с невиданными ранее протестами. Точка невозврата к общественному спокойствию в регионе еще не поставлена, но уже сейчас ясно одно: отказываться от идеи независимости, или хотя бы укрепления автономии Барселона не будет».
Похоже, это нужно уяснить не только испанскому премьеру.