Результатом конфронтации власти с УПЦ станут притеснения церкви – отъем имущества, ограничение в правах, считают эксперты. Но они отмечают, что морально власть уже проиграла — Президент не смог убедить крупнейшую конфессию поддержать его инициативу об автокефалии.
«Хотелось символизма и политехнологического эффекта»
Президент Петр Порошенко во вторник встретился с группой иерархов УПЦ МП и, таким образом, «российский сценарий был сорван». Об этом написал пресс-секретарь президента Святослав Цеголко в Facebook.
Блогер Вячеслав Чечило иронизировал: «Это он про ту встречу, где по данным СМИ, было три человека». Действительно, сообщалось, что вечером 13 ноября Президент Петр Порошенко встретился с тремя архиереями УПЦ. Их имена официально не разглашаются, но СМИ писали, что на встречу прибыли: митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), архиепископ Новокаховский Филарет (Зверев) митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий).
Встреча проходила в Украинском доме, который находится в ведении Государственного управления делами. Ранее в этот день там намечалась встреча Главы государства со всеми епископами УПЦ, но те собрались в Лавре, куда в свою очередь, пригласили Президента (это анонсировалось еще на прошлой неделе). Но тот в Лавру не поехал, а иерархи провели там заседание Собора епископов УПЦ, и приняли два документа: заявление и постановление Собора.
Политолог Руслан Бортник отмечает, что если бы процесс по объединению церквей был бы не политическим, то для Президента не было бы разницы, где встречаться. «Лавра, Украинский дом – это все украинская территория. Но Президенту хотелось символизма и политехнологического эффекта». А директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что теперь Петр Порошенко, пользуясь полномочиями высокопоставленного государственного чиновника, «может создать масштабный конфликт на религиозной почве».
Отметим, что по сообщению пресс-секретаря Президента, Глава Государства приглашал иерархов, чтобы рассказать им о соглашении с Константинопольским патриархатом, которое он подписал в Стамбуле, и о готовности Константинополя способствовать проведению объединительного собора. Этот собор, по замыслу властей, должен создать новую церковную структуру, которая получит томос об автокефалии (указ о церковной самостоятельности) из рук Константинопольского патриарха.
Иерархи УПЦ сочли, что «церковные вопросы должны решаться на церковной территории», и остались в Лавре, куда, собственно, и приехали к началу заседанию Синода, проходившего в 11 утра. Встреча с Президентом планировалась примерно в 14.00 по его окончании. Но Президент не прибыл, и церковники провели Собор без участия Главы государства. В нем участвовало 83 из 90 архиереев, имеющих право голоса (по сообщению УПЦ, причины неявки некоторых иерархов были уважительными).
Собор принял постановление, в котором подчеркивается, что УПЦ отказывается участвовать в объединительном соборе и разрывает евхаристическое общение с Константинополем.
«Собор епископов отмечает, что процесс предоставления так называемого томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне», — говорится в документе. По мнению епископов УПЦ он не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства и углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины.
«При таких условиях вступления епископата, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви к этим процессам считаем невозможным», — отмечается в постановлении. В нем осуждается решение Константинопольской патриархии о снятии церковного отлучения с лидеров Киевского патриархата Филарета(Денисенко) и УАПЦ Макария (Мелетича)- участников будущего объединительного собора.
«Признав раскольников в сущем сане, Константинопольский Патриархат, согласно церковным правилам, сам встал на путь раскола. В связи с этим, евхаристическое общение Украинской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом в настоящее время невозможно, и прекращается», — говорится в постановлении.
«Президент проиграл этот раунд»
В заявлении Собора иерархи подчеркнули готовность встречаться с Президентом «на церковной территории». Но пресс-секретарь Главы государства подчеркивает, что Президент готов к диалогу в помещении, принадлежащем государству. «Двери Украинского дома остаются открытыми», — написал он в соцсети. В Украинский дом и прибыли те несколько иерархов УПЦ, с которым встретился Президент.
Советник президента, директор Национального института стратегических исследований Ростислав Павленко сообщил, что эти иерархи планируют совместно идти на объединительный собор. По его словам, представители УПЦ МП заявляют о давлении, которое на них оказывается из-за позиции относительно автокефалии. Следовательно, по их просьбе никаких имен пока не озвучивают. «Иерархи рассказали о безумном давлении», — еще раз подчеркнул Павленко.
Однако, по его словам, очень скоро имена готовых к объединению представителей УПЦ МП станут официально известны. Как только священники договорятся между собой, будет названа дата и место проведения объединительного собора.
Следует полагать, что давление, о котором говорят в Администрации Президента, связано с соборным постановлением, разорвавшим общение с Константинополем. Ведь теперь участие в объединительном соборе с участием Киевского патриархата и УПАЦ приравнивается к расколу и влечет запрет в служении, извержение из сана и т.п.
По словам президентского пресс-секретаря Святослава Цеголко, Петр Порошенко заверил, что украинское государство будет защищать «право священнослужителей на свободный выбор церковной юрисдикции» (такого права в церкви не существует- авт.). Так же Президент рассказал, что Константинопольский патриарх со своей стороны гарантирует полную каноническую защиту сторонникам автокефалии.
В какой форме такая защита будет Константинополем осуществляться – не уточняется. А в Украине церковь отделена от государства, и Президент не имеет возможности влиять на дисциплинарные решения Синода и Соборов УПЦ.
По мнению Руслана Бортника, процесс создания новой церковной структуры зашел в глубокий тупик и пошел не так, как планировали в Администрации Президента. «Без участия представителей крупнейшей конфессии, УПЦ, Константинопольский патриархат заявляет, что раскол не преодолен, и поэтому пока он не видит в Украине патриархии», — рассудил политолог.
Бортник допускает, что Президент хотел чувствовать себя хозяином положения и использовать собрание для того, чтобы агитировать иерархов УПЦ присоединиться к проекту создания новой православной церкви. А когда Главу государства пригласили в Лавру, он, дескать, побоялся получить обструкцию.
«Такая картина информационно ударила бы по Президенту. Поэтому Порошенко решил не ехать и проиграл этот раунд. Тем самым еще раз показав, что он не контролирует ситуацию в полной мере», — считает политолог. Кроме того, он отмечает, что УПЦ достаточно едина в своей позиции. «Группа автокефалистов внутри церкви не велика и не влияет на принятие решений», — констатировал Бортник.
Отметим, что власти анонсируют объединительный собор 22 ноября. В нем ожидается участие 41 архиерея Киевского патриархата, 12 архиереев УАПЦ и нескольких представителей УПЦ. Без массового участия иерархов УПЦ его легитимность будет оспорена, считает политолог. Как итог, возможна эскалация конфликта между властью и церковью.
«В частности, Верховная Рада начнет рассматривать в ускоренном режиме рассмотрение антицерковных законов, будут приниматься решения Минкульта по передаче тех или иных имущественных комплексов, в частности, монастырей и Лавр. В любом случае, эскалация в данной ситуации неизбежна», — резюмировал Бортник.